Тем не менее, 4 июня на митинг в городе Шахтинске, Карагандинской области выйдет минимум полторы тысячи шахтеров, которые намерены публично огласить свои требования и обозначить позицию относительно принятия Трудового кодекса.
И позиция эта, надо сказать, несколько отличается от депутатской. На мероприятие горняки пригласили министра труда и социальной защиты населения РК Гульжан Карагусову, депутатов Мажилиса от Карагандинской области.
- На взгляд профсоюза, да и по мнению простых трудящихся, Трудовой кодекс является вторым, после Конституции, по значимости законом для рядовых граждан республики, - говорит заместитель председателя профсоюза угольщиков "Коргау" Виктор Зорин. - Как известно предыдущий закон "О труде" был ориентирован явно на работодателя, на поднятие экономики и так далее. Но сейчас мы считаем, и это заявляется во всеуслышание, что республика встала на ноги, экономика на подъеме, и пришло время подумать о простых людях. Мы хотим провести митинг в поддержку проекта Трудового кодекса, разработанного депутатом Уразалиновым, в который нами, как профсоюзом, направлена масса предложений по его изменению и дополнению. И мы считаем, что такая форма волеизъявления, как митинг, в поддержку принятия такого важного закона - это нормально, в этом нет ничего страшного. Весь мир выражает свои позиции публичными выступлениями.
Карагандинские шахтеры надеются, что новый закон будет приведен в соответствие с международным договоренностями: Казахстан, в числе прочих, подписал Международный пакт "Об экономических, социальных и культурных правах".
А в данном документе есть любопытный пункт: "… жизненный уровень наемного работника и членов его семьи должен включать достаточное питание, затраты на одежду, жилище и непрерывное улучшение условий жизни…". Вот тут и вырисовывается "подводная часть" митинга: шахтеры ждут, что в новом Кодексе будут учтены изменившиеся взаимоотношения между наемными работниками и работодателями, а также будет прописана норма взаимоотношений с транснациональными компаниями.
Правда пока, по мнению Вячеслава Сидорова, та позиция, что занимают сейчас депутаты, не устраивает шахтеров, а поправки от профсоюза угольщиков мажилисменами попросту игнорируются. Тем не менее, именно эти изменения помогут шахтерам решить вопрос с повышением заработной платы, ведь пока переговоры с работодателем на эту тему зашли в тупик.
Трехсторонняя комиссия по социальному партнерству по вопросу выработки единого отраслевого стандарта при начислении заработной платы, трудившаяся над этим вопросом практически год, так и не пришла к единому мнению, в итоге окончательное решение не было принято.
Базовая ставка в 12 долларов за тонну (такова себестоимость угля) за год складываются в 120 млн. долларов. Именно из этой суммы угольный департамент модернизирует производство, создает фонд заработной платы, для трудящихся АО "Миттал Стил Темитрау", коих более 20 тыс. человек, пополняет материальную и техническую базу, выплачивает "социальные" по коллективному договору и т. д. Хотите получать больше, говорит собственник, снижайте расходы, больше добывайте угля, повышайте производительность труда.
- До приватизации объединение "Карагандауголь" продавало тогдашнему "Испат-Кармету" уголь по рыночной цене - 32,4 доллара за тонну, - говорит председатель профсоюза угольщиков "Коргау" Вячеслав Сидоров. - В 1996 году при объеме поставок в 10 млн. тонн мы получали 324 млн. долларов. При этом "Испат-Кармет", по признанию самого Лакшми Миттала, стал настоящей жемчужиной в короне его предприятий.
Сегодня стоимость угля на рынке от 80 долларов за тонну, рентабельность по нашим оценкам возросла до 35-37%. Компания получает сверхприбыли, экспортируя уголь в Украину, Румынию, Чехию, Россию, поэтому повышение заработной платы работникам департамента на 50% при годовом объеме добычи в 12 млн. тонн увеличивает годовой фонд оплаты труда с сегодняшних 86 до 129 млн. долларов, что не окажет существенного влияния на рентабельность основного предприятия.
Мы добиваемся принятия единого отраслевого стандарта при начислении заработной платы. И пока отраслевой стандарт не будет утвержден законодательно, правовой нормой статьи закона, работодатель будет оставаться на правовом поле. Сегодня все наши попытки вести переговоры с администрацией "Миттал Стил" по вопросу повышения заработной платы заканчиваются отговоркой: "мы придерживаемся законов РК, положена по закону тарифная ставка в 9200 тенге, мы и платим из этого расчета".
Руководители АО "Миттал Стил Темиртау" сейчас руководствуются действующим кодексом и законом "О республиканском бюджете", согласно которым при начислении зарплаты учитывается показатель в 9200 тенге - это минимальная заработная плата в РК. Средняя заработная плата шахтера составляет сейчас около 52 тыс. тенге. Максимально же горняк может заработать около 1000 долларов (это с учетом премии за перевыполненный план), минимально - 36 000 тенге (в четыре раза больше минимальной заработной платы в РК).
- Мы считаем, что данный уровень зарплаты недостаточен для того, чтобы шахтер нормально себя чувствовал и содержал семью, - говорит Виктор Зорин.
В соответствии же с Международным пактом в качестве показателя при расчете зарплаты выступают уже реальные потребности работников и их семей. Который, по раскладу профсоюза должен увеличиться почти в пять раз: минимально шахтер будет получать уже не 36, а 170 тысяч тенге. При этом пятикратное увеличение зарплаты обосновано. Оно появилось после того, как активисты профсоюза скрупулезно посчитали, какая сумма должна уходить у рядового шахтера на сбалансированное питание (чтобы он мог полноценно трудиться в забое), содержание семьи, коммунальные услуги, и т. д.
Сейчас средней зарплаты хватает лишь на оплату коммуналки и скудное питание.
- Шахтеры, спускаясь в забой, берут с собой тормозок - отварную картошку и огурец, - рассказывает профорг шахты им. Ленина Сергей Очнев. - Конечно, в шахтных буфетах есть колбаса и мясо, но у горняков не хватает денег, чтобы их покупать.
- Но работодатель считает, что пятикратное увеличение зарплаты приведет к автоматическому повышению цен, росту инфляции, возрастанию спроса в одной части населения и обнищанию в другой - бюджетные организации и пенсионеры, - говорит Вячеслав Сидоров. - Также, по мнению работодателя, увеличение зарплаты может привести к значительному сокращению рабочих мест и банкротству многих предприятий. Работодатель говорит: "если профсоюз считает, что нужно повышать заработную плату, то профсоюзу необходимо обратиться в Парламент. Заработная плата наемных работников зависит, в том числе, и от принятия Мажилисом соответствующих законов, а мы готовы соблюдать и выполнять законы".
На митинге шахтеры планируют принять обращение к депутатам Мажилиса с просьбой изменить и дополнить законопроект.
Фото с сайта http://www.shahtinsk.freenet.kz