Последние еще ничего не знают о приговоре, оттого и ведут в рабочем порядке свой будничный сыр-бор, но на самом деле говорить уже не о чем. Согласно новому документу КСК отменяются. Вместо них будут создаваться домоуправления.
Если вы слегка огорошены этой новостью и попытаетесь узнать, что это такое, быстро поймете, что получить информацию про новую форму управления жилым фондом негде и не у кого.
Министерство индустрии, являющееся разработчиком программы, отмалчивается, никаких объяснений не дает. Пресс-служба так и заявляет: "Убедительная просьба, не мешать обсуждению программы. Вот когда ее на местах обсудят, правительство примет, тогда и получите исчерпывающие ответы на свои вопросы".
Хорошенькое дельце: у меня дома будут создавать какое-то домоуправление, а я должна узнать об этом в последнюю очередь? А потом будет так же, как с КСК: когда-то всех обязали в них вступать, а сегодня это вымирающий вид управления.
С КСК - везде проблемы, в каждом городе страны. Дошло до того, что местные власти отдельных городов на свой страх и риск отказались от кооперативов и передали управление жилым фондом частным ТОО.
Но дело даже не в том, что КСК с треском провалились. Суть в другом: люди до конца так и не поняли, что представляют собой эти кооперативы, чем они могут быть полезны каждому, как надо жить в коллективе и за что нести ответственность.
КСК оказались недееспособными из-за неготовности населения жить одной большой семьей: ну, если не всем миром, то хотя бы всем домом. И вот теперь правительство придумало новое испытание на умение объединяться - домоуправление. Что это такое?
Елена Григорьевна Симонова, начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства департамента ЖКХ акимата города Алматы говорит, что - это одна из форм управления кондоминиумом. Объясняет, что в законе о жилищных отношениях упоминается о четырех возможных вариантах управления: жильцы могут выбрать любую из них. КСК, как и домоуправление - всего лишь альтернативы. Домоуправление - это тот же кооператив, только созданный в каждом доме. Жильцы выберут себе управляющего, то есть главного и ответственного, который станет выполнять ту же работу, что и ранее председатель КСК. Ему надо будет следить за состоянием жилого фонда, чтобы трубы не текли, в подъездах не мусорили, в домах были свет, газ и тепло, чтобы неплательщики вовремя платили квартплату.
Домоуправителем сможет стать любое юридическое или физическое лицо. Кстати, прецедент создания домоуправлений в южной столице есть. Ничего такого особенного в этом нет.
Что ж, так может показаться человеку, который прекрасно разбирается в жилищных вопросах. Нам же, проживающим в многоквартирных домах, и до сих пор не знающим своего председателя КСК в лицо, как-то дико узнать, что теперь такого человека надо найти в собственном доме, а может быть даже и в собственном подъезде.
По опыту работы КСК можно уверенно сказать, что самовыдвиженцев не будет, это точно. Никто не хочет с утра до ночи выслушивать бредни обиженных жильцов, видящих врага даже в фонарных столбах.
Тогда вопрос: где взять тех, кто захочет с энтузиазмом управлять домом? Доверить хозяйство пенсионерам? Ни за что. Они всех собраниями замучают и нотациями затерроризируют. Подтянуть молодых поджигателей? Вряд ли. Тогда где выход?
Оказывается, пока его нет. Специалисты ЖКХ говорят, что еще девять лет назад, когда встал вопрос о новом поколении управленцев, в кои метили новоиспеченные председатели КСК, стало ясно, что кадры надо готовить. Выходцы с улицы не могли нормально работать ни с бухгалтерией, ни с людьми, ни с организациями-смежниками. Тогда же предлагалось открыть в политехническом институте факультет по подготовке управленцев именно жилым фондом. Увы. Таких кадров в Казахстане до сих пор нет, зато программа утверждает, что такие люди в государстве должны быть.
Впрочем, это не единственный парадокс, с которым придется встретиться в ближайшем будущем жильцам, организовавшим свое домоуправление. Например, из программы совсем не ясно, как должны будут выживать те дома, в которых целевые взносы останутся на уровне 11 тенге, а количество квартир всего десять-двадцать. Таких домов в любом городе огромное множество. Как будет выглядеть их домоуправление? На какие средства управитель должен будет менять трубы, латать крыши?
Не секрет, что именно в таких старых домах больше всего проблем. Раньше, когда мини-здания были в КСК, их трудности отчасти решались за счет сбора целевых взносов с других домов. Теперь ситуация обострится. Это понимают все, кроме разработчиков программы, потому как именно в программе развития жилищно-коммунальной сферы устаревшему жилому фонду должны были уделить особое внимание.
А именно: прописать черным по белому, что города и веси страны ожидает тотальная ревизия жилого фонда, и те дома, которые "старше" (скажем 25 лет), будут взяты на государственный баланс, то есть в них ремонт будет идти за счет государственных средств.
Нет, ничего подобного в этой замечательной программе нет. А это значит только одно, домоуправления начнут буксовать с первого дня своей жизни. Избавившись от КСК, жильцы въедут в не менее проблемные управления.
Кстати, говорят, что если в жилом доме не найдется желающих стать управленцем, их придется где-то искать и нанимать. Правда, опять же, программа умалчивает, кто займется поиском? Скорее всего, за реализацию программы спросят с исполнительной власти, то есть с местных акиматов, однако они не всесильные, и уже сейчас их сотрудники признаются в полном неведении по поводу механизмов выполнения программы.
Программа предлагает разъединить функции управления и содержания домами. Жизненный опыт подсказывает, что этого делать нельзя. Управляющий домом превратиться в администратора, а за содержание дома будут отвечать наемные рабочие. Что из этого получится, общеизвестно на примере КСК: те из них, кто имели собственные ремонтные бригады, работу выполняли на совесть, а те, которым приходилось нанимать временщиков, не знали, куда деньги уходили, тогда как работа толком никогда не выполнялась. Мораль всего этого проста: доверить жилой фонд тем, кто не знает его бед, сегодня приглядывает за одним домом, завтра за другим - значит заведомо испортить себе жизнь. Кто на это пойдет? Никто. Однако если программу примут, принцип внедрения в жизнь будет простой: не хотите, заставим…
Спрашивается, зачем нам такая реформа ЖКХ? Населению такие трансформации точно ни к чему. Но, Елена Симонова говорит, что не все так плохо в предлагаемом документе. Оказывается, программа поднимает вопрос о создании жилищной инспекции, без которой со слов специалистов мы не сможем сохранить наш жилой фонд в целости и сохранности. Правда, она добавляет, что об этой инспекции говорят давно, последние пять лет, однако до сих пор ее не создали.
Почему? Отдельный разговор. Сама же по себе идея создания государственного органа контроля за жильем - благая. Ее надо поскорей внедрять. В надзорный государственный орган войдут специалисты, которые прекрасно будут разбираться в проблемах и жилищных вопросах. Одно "но". Чтобы инспекции действительно начала работать, Симонова говорит, что должно быть разработано "Положение о жилищной инспекции". Формат новой структуры должен быть обсужден на самом высоком, республиканском уровне, четко прописаны ее полномочия и внесены в административный кодекс, иначе она будет фиктивной.
И последнее. Хочется предостеречь тех, кто вдруг вздумает предложить себя в качестве рабочих кандидатур в управляющие. Имейте ввиду, что ни в административном кодексе, ни в новой программе не прописаны права и обязанности, а также меры наказания для всех субъектов отношений бывших КСК и теперь уже новых домоуправлений.
Оттого каждый день в акиматы и ЖКХ при акиматах идут люди и жалуются на своих соседей. Помочь им невозможно. Нет рекомендаций, отношения между людьми не урегулированы.
Знать, скандалы по месту жительства не прекратятся. И домоуправления никого не спасут от этой беды.