Казань: В гостях у сказки

Гуляя по улицам Казани, почти всюду натыкаешься на статуэтки котов – больших и маленьких, мраморных и деревянных, пугающе похожих на настоящих, и колоритно-игрушечных, наряженных в татарские национальные костюмы и с гармошками в лапках.

Кошачий культ в столице Татарии связан с историческим фактом – в 1745 году сюда приехала российская императрица Елизавета Петровна и заметила, что в городе нет мышей. В то время как в ее покоях в Зимнем дворце избавиться от грызунов не могли несколько лет! Императрица издала указ: “Немедленно сыскать в Казани самых лучших котов и прислать в Санкт-Петербург ко двору Императорского Величества”.

30 казанских котов привезли во дворец, и через полгода придворные навсегда забыли о мышах. За это императрица наградила котов званием воинов лейб-гвардии и назначила им особое довольствие. Этот статус они сохранили по сей день – около 500 казанских котов живут в подвалах Государственного Эрмитажа, и для них каждую весну устраивают фестиваль “День мартовского кота”.

В самой Казани в честь усатых спасителей Зимнего дворца устанавливают памятники. Самый главный – памятник Коту Казанскому в центре города, на улице Баумана (кстати, татарские особняки здесь похожи на архитектуру Уральска). Говорят, если погладить его ночью и рассказать о наболевшей проблеме, кот обязательно ее решит!

Впрочем, проблемы на улице Баумана посреди ночи – вполне ожидаемы. Дело в том, что уже несколько лет в центре города ремонтируют подземные переходы, а еще район Казанского кремля, около которого и расположилась Бауманка, изрезан подземными ходами. По легенде, они ведут к царству у русла реки Казанки, где обитало страшное чудовище – дракон Зилант. Правда, один татарский батыр убил огнедышащего еще тысячу лет назад, но поговаривают: призрак Зиланта до сих пор летает по катакомбам, и его вой можно услышать в центре Казани после двух часов ночи.

Согласно другому преданию, подкоп сделали вовсе не слуги дракона, а войско Ивана Грозного во время осады города. Они катили по переходу бочки с порохом, некоторые взорвались, и сотни человек так и остались в подземном царстве навсегда. Теперь их души пытаются вырваться на свободу и кричат по ночам. Но в любом случае на улице Баумана из-под земли действительно доносятся странные звуки. И пусть архитекторы объясняют это свистом ветра через трубы, гулять по ночной Бауманке одному жутковато. Зато днем улица преображается, как в настоящей сказке, – уютные кафе в татарском и русском стилях встречаются через дом, типичные татарские особняки соседствуют с итальянской архитектурой и православными колокольнями. Именно поэтому Уральск часто называют “уголком Заказанья” – таково смешение стилей в обоих городах.

С улицы Баумана можно выйти к озеру Кабан – назвали его так потому, что во времена Казанского ханства водоем окружали дикие дубравы. Там водились кабаны, наводившие страх на округу. Поэтому леса вырубили, а в самом озере позднее спрятали сокровища ханской казны. Так решили, когда войско Ивана Грозного подошло к городу вплотную. Ночью семья правителя на северном берегу озера спустила на дно сокровища – хан надеялся, что его дети вернутся в Казань и заберут спрятанное. Но все, кто знал об этой тайне, погибли во время осады города. Сокровища так и остались на дне Кабана.

Как утверждается, ханский клад хранится в озере и сегодня. Чтобы найти его, надо встать у истока Булака, пройти расстояние в два лучных выстрела – и можно смело спускаться в озеро за сокровищами! При условии, что вы знаете ответ на загадку озера – правда, какую именно, никто не знает. Но если поймете, какую тайну скрывает Кабан, то водяные задарят вас золотом, серебром, деньгами и ларцом с украшениями весом в несколько тонн. Поэтому экспедиции на дно Кабана совершались не раз, и иногда казанцы реально находят обломки старинной утвари. Но клад никто так и не нашел.

Кроме дракона в Казани, согласно мифам, жил волшебный зверь – белый барс с крыльями. Сначала татары боялись его, затем полюбили и даже сделали символом Татарстана. Ведь однажды барс нашел маленького мальчика, отца и мать которого убили на войне. Пожалев ребенка, он взял его с собой и заменил ему родителей. С тех пор барс считается защитником Татарстана. Его изображения часто используют татарские диаспоры. Например, логотип Ассоциации татар и башкир в Казахстане – точно такой же барс, только в изумрудной тюбетейке. А цвет его шерсти – снежно-белый – используют в архитектуре. Некоторые историки уверены: Казанский кремль выложен белым кирпичом исключительно в его честь. Подтвердить или опровергнуть эту гипотезу никто не может – кремль построили в Х веке и как минимум 7 раз капитально перестраивали.

Сегодня Казанский кремль представляет собой целый комплекс исторических памятников. Одна из его главных достопримечательностей – мечеть Кул-Шариф, заново отстроенная в 2005 году. В 1552-м ее разрушил Иван Грозный, но сохранились рисунки строения, что позволило все воссоздать. Рядом с мечетью – оборонительные башни, созданные псковскими мастерами, и тайные источники, из них можно было бы брать воду во время осады Кремля. В центре комплекса располагаются парк, Спасо-Преображенский монастырь, пушечный двор, обеспечивший орудиями российские войска в 1812 году, и бывшее юнкерское училище – сейчас это картинная галерея “Хазине” и филиал Эрмитажа.

В музеях Казанского Кремля часто можно встретить известных личностей, несмотря на то, что они ушли из жизни много лет назад – например, поэта Габдуллу Тукая и даже Александра Пушкина! А все потому, что здесь постоянно устраивают костюмированные экскурсии, чтобы привлечь посетителей. Колорит у перфомансов не только татарский и русский. Так, в “Хазине” целый зал посвящен знаменитостям Казахской ССР – балерине Шаре Жандарбековой или Жамбылу Жабаеву. Когда во время сценки посреди зала появляется девушка в желтом струящемся платье, как у примы казахского балета, создается впечатление, что танцовщица ожила и сошла с полотна.

А в Национальном музее Татарстана за отдельную плату вы можете заказать себе отдельный спектакль, сыграть театрализованную свадьбу или отметить день рождения.

Но устроить себе приключение в Казани можно и совершенно бесплатно. Для этого достаточно отправиться в бывшую гостиницу Дворянского собрания, где останавливались Лев Толстой, Александр Пушкин и Федор Шаляпин. Сейчас здание медленно разрушается. Власти обещают его отреставрировать, а пока у жителей Казани и туристов есть возможность поохотиться за привидениями, которых, по легенде, здесь великое множество.

Подобных разрушенных старинных домов полно и в Уральске, но они не внушают ужаса. А здесь временами кажется, что в пустующих комнатах кто-то ходит и поет. Но на глаза привидения еще никому не попадались.

Более общительный призрак проживает в особняке около Александровского пассажа, что всего в квартале от гостиницы. Дом принадлежал вредной старушке. Она отказалась куда-либо переезжать. Строители прокляли пожилую женщину, и когда она умерла, то превратилась в привидение и навеки осталась узницей в собственном доме. Многие казанцы уверяют, что своими глазами видели, как ночью по крыше пассажа бегает призрак женщины в красном платье.

Уезжая из Казани, стоит напоследок вернуться в Кремль и найти падающую башню имени царицы Сююмбике. Как утверждают историки, это была обычная дозорная башня, ставшая популярной лишь благодаря наклону на манер Пизанской. Татарское население Казани с ними не соглашается. По их мнению, в башне хранили секретные документы – в магическом золотом шаре.

Писатели говорят, что здание построили по приказу Ивана Грозного. Как гласит легенда, ступив на казанскую землю, царь сразу обратил внимание на портрет ханши Сююмбике. Она покорила его настолько, что Иван Грозный решил жениться на ней. Отказаться она не могла, но попросила царя о свадебном подарке – построить высокую башню. Лучшие мастера со всей Руси по велению государя съехались в Казань. Как только башня была готова, гордая Сююмбике поднялась на самый шпиль и бросилась оттуда вниз. Но в действительности она была счастлива в браке с ханом Шах-Али, воспитывала сына и скончалась в городе Касимове еще до взятия Иваном Грозным Казани. Но туристы в это не верят. Ведь считается, что, если приложить руки к стене башни, посмотреть на шпиль и загадать желание, дух Сююмбике воплотит его в реальность.

Данара КУРМАНОВА, Казань – Уральск