Казахстану следует активней использовать возможности исламского финансирования - Келимбетов

"Я считаю, что в предстоящие пять лет Казахстан, правительство Казахстана, квазигосударственный сектор и частный сектор в нашей стране очень могут активно использовать этот инструмент как привлечение суверенных и квазисуверенных облигаций и облигаций частного сектора, и в 2015 году для этого будут очень хорошие возможности, во всяком случае законодательство в сфере регулирования выпуска исламских облигаций у нас уже подготовлено", - сказал Келимбетов на брифинге в четверг.

Он напомнил, что в 2012 году на этом рынке был размещен выпуск СУКУК Банка развития Казахстана "очень успешно" и бумаги БРК сегодня котируются на малазийской фондовой бирже. "Вы знаете, что в октябре этого года министерство финансов очень успешно после 14-летнего перерыва разместила суверенные облигации на сумму 2,5 миллиарда долларов, напомню, что книга заявок была переполнена - свыше 11 миллиардов долларов", - продолжил глава Нацбанка.

"Доходность по 10-летним бумагам составила 4%, по 30-летним бумагам составила 5%. Такие суверенные облигации впервые в нашей стране выпускаются", - отметил Келимбетов, подчеркнув, что "всего до этого по итогам первого полугодия внешний государственный долг не превышал 2,5% ВВП", и заем не оказал существенного  давления на обязательства государства.

Он напомнил, что "в предыдущие годы были приняты законы по исламским финансам, которы позволяют выпускать соответствующие сукуки или облигации". "Такие бонды были впервые выпущены Банком развития. Мы считаем, что есть огромное поле для развития последующих выпусков, как суверенных сукуков, так и сукуков квазигосударственного сектора. Вы знаете, что глава государства планирует, что в следующие 10 лет мы будем активно заниматься развитием инфраструктуры и вот для финансирования инфраструктуры мы считаем естественным инструментом является выпуск суверенных и квазисуверенных облигаций", - отметил он.

"С другой стороны, традиционный элемент исламского финансирования, как финансирование МСБ и финансирование на уровне ретейла. Здесь мы столкнулись с таким неэквивалетным трактованием операций исламского финансирования в нашем сегодняшним законодательстве. Получается, что помимо законодательства в сфере регулирования со стороны Национального банка, есть определенные пробелы в рамках двойного налогообложения операций исламского финансирования. Для того, чтобы они были приблизительно на том же уровне, что и традиционное финансирование необходимо разработать соответствующие изменения в законодательство", - заключил он.