"Казахстану дешевле транспортировать препарат от COVID-19, чем его производить" - казахский ученый из Швейцарии

Научный сотрудник Швейцарского института исследований аллергии и астмы Дамир Жакпаров рассказал корреспонденту Сaravan.kz о новом препарате против коронавируса.

Недавно ученые из Питтсбургского университета обнаружили белок, который может полностью нейтрализовать коронавирус даже при минимальной дозировке. Это белковое соединение, в десять раз меньшее, чем полноразмерное антитело, которое было использовано для создания препарата Ab8 против COVID-19. 

Учёный родом из Казахстана оценил эту идею и то, насколько наша страна будет способна внедрить её в случае успеха.

– В чём преимущества такого метода борьбы с коронавирусом?

–  Начнем с определения антитела и его роли в борьбе с патогенами. Антитело - это достаточно большая белковая молекула, которая может блокировать и обезвреживать чужеродный организм. Правда, далеко не каждый. Антитело, как правило, специфично и подходит только к одному, строго определенному участку ДНК или белка, принадлежащих тому, что вторгается в организм. Поэтому создать "лекарство от всех болезней" на основе антител не получится. В чем же принципиальное отличие новой вакцины от давно применяемых в медицине антител? Препарат нового поколения в несколько раз меньше антитела, поэтому лучше проходит через клеточную мембрану. Это особенно ценно, когда вирус попадает не в кровь, а в легкие. Кроме того, для лечения больных требуется меньшая концентрация новой вакцины, что делает ее более привлекательной для лабораторий и клиник во всем мире. Если учесть масштабы любого крупного города и тысячи зараженных, то транспортировка такой вакцины обойдется значительно дешевле, чем ее более тяжеловесного аналога.

–  От чего зависит успех?

–  Пока рано говорить о возможном успехе данной вакцины: исследования эффективности препарата проводились на биоматериале грызунов, а не на людях. Наука знает огромное количество примеров, когда лекарство помогало подопытным животным, но оказывалось абсолютно бесполезным для человека. Пока вакцина не прошла серию клинических экспериментов на реальных пациентах, рано говорить о возможных плюсах и минусах такого лечения.

– Есть ли вирусы, с которыми успешно применяются похожие методы борьбы?

– Этот метод довольно широко используется для лечения болезни Альцгеймера, гриппа и ряда других заболеваний. Ученые, предложившие новый метод лечения пациентов от коронавируса, использовали давно проверенные методы и методики создания антител, лишь незначительно их модифицировав.

–  Какие возможные проблемы вы видите у данного метода?

– Во-первых, процесс апробации вакцины на людях может занять долгое время - от нескольких месяцев до нескольких лет. За это время потребность в терапии может исчезнуть совсем, потому что неясно, сколько еще будет свирепствовать вирус. Во-вторых, тестирование в пробирке является, по сути, лишь подготовительным этапом перед началом серьезных исследований. С другой стороны, новая вакцина обладает способностью связываться только с одним типом рецепторов, что исключает случайную блокировку собственных клеток человеческого организма. В любом случае, пока рано говорить о безусловном успехе или неуспехе.

– Если метод будет успешным, то как быстро его можно будет начать применять в Казахстане? Позволяют ли это наши технологии?

– В Казахстане есть все необходимое оборудование и реактивы для создания данной вакцины, а производство антител для крупного рогатого скота и верблюдов давно поставили на поток. Однако создание вакцины нового поколения недешево: по самым приблизительным подсчетам новое лекарство обойдется казне, минимум, в десятки миллионов долларов. Кроме основных расходов, включающих в себя приобретение дорогостоящих компонентов, клеточных культур и питательных сред, необходимо учесть затраты на покупку патента. Если средства найдутся, то наши специалисты, я думаю, вполне справятся с поставленной задачей.