Не осталась без внимания и проблема иракского конфликта - тема для казахстанского руководства традиционно весьма деликатная. В частности, Ар-Рабе отметил заинтересованность своей страны в скорейшем и безоговорочном возвращении инспекторов ООН в Ирак, поскольку вопрос иракского разоружения сегодня стал одним из самых актуальных на Ближнем Востоке и в мире. Глава кувейтской делегации выразил сожаление о том, что мировое сообщество все еще не может найти взаимоприемлемые пути по решению этой проблемы. На пресс-конференции Ар-Рабе дал понять, что, хотя кувейтское руководство не выступает за военное решение иракской проблемы, более того, возможная антииракская военная кампания "вызывает в Кувейте тревогу", однако современная ситуация не исключает и такого варианта: "Мы не хотели бы этого, но ситуация в Ираке осложняется".
Примечательно, что еще в сентябре представители арабских стран, воспользовавшись трибуной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, выступили с поддержкой Ираку. Тогда, в Нью-Йорке, министры иностранных дел арабских государств высказались против "новых угроз в адрес Ирака", "за начало отмены мировым сообществом санкций против Багдада, которые были введены в 1990 году". В распространенном совместном коммюнике, арабские представители призвали "все государства, соблюдающие принципы и цели Устава ООН, воздержаться от угрозы применения силы против Ирака". В документе была подчеркнута необходимость соблюдать суверенитет Ирака, его "независимость и территориальную целостность". Более того, министры приветствовали "положительный ответ иракского правительства, изъявившего готовность принять международных военных инспекторов". Не прошло и месяца, как отношение стран-членов Лиги арабских государств к Ираку стало меняться в нежелательном для Багдада направлении, особенно в преддверии принятия в американском парламенте специальной резолюции по Ираку, которое состоялось в минувшую пятницу.
Палата представителей Конгресса значительным большинством голосов ("за" высказались 296 конгрессменов, "против" - 133) одобрила резолюцию, озаглавленную "Разрешение на применение военной силы против Ирака", которую несколькими часами позднее одобрил и Сенат ("за" - 77, "против" - 23). Как выразился президент Буш после принятия этой резолюции Конгрессом: "дни, когда Ирак вел себя как страна вне законов, сочтены".
Сегодня становится все более очевидным, что руководство соседних с Ираком стран убеждено в том, что война США против режима Саддама Хусейна неизбежна, и, в этой связи, уже начинает тайно или явно обеспечивать свои интересы в будущем правительстве Багдада. В пятницу 11 октября лондонская "Таймс", обсуждая итоги завершившегося ближневосточного турне министра иностранных дел Великобритании Джека Стро, писала о том, что последний был "поражен" тем, насколько часто речь в ходе переговоров заходила о "пост-саддамском сценарии". По мнению газеты, несмотря на публичные заявления, осуждающие использование военной силы, Иран, Кувейт и Иордания убеждены, что война будет, а свержение С.Хусейна принесет всеобщую пользу. Например, Кувейт, по информации газеты, заявил о желании получить гарантии в том, что "любой, кто возьмет власть в Ираке, должен признавать суверенитет Кувейта и не будет приобретать оружие массового поражения". Вопрос о "будущем Ирака после Саддама Хуссейна" обсуждался британским министром с президентом Египта Хосни Мубараком, президентом Ирана Мохаммадом Хатами, королем Иордана Абдаллой II-ым, мнения которых, по данным "Таймс" часто совпадали с позицией Дж. Стро.
Как бы подтверждая слова "Таймс", в понедельник 14-го генеральный секретарь Лиги арабских государств Амр Муса сделал очередное достаточно громкое заявление, согласно которому ни одна страна, являющаяся членом Лиги, не примет участия в возможном ударе США и Великобритании по Ираку: "Наша позиция ясна: ни одна арабская страна, ни один арабский солдат не примет участия в возможном нападении на другую арабскую страну". Как отметил Муса, ЛАГ, в состав которой входят 22 страны, "настаивает на разрешении иракского кризиса мирными средствами и под эгидой ООН", особенно после получения иракского официального согласия допустить в страну международных инспекторов по разоружению.
Интересно, что нынешние формулировки, используемые Мусой, заметно отличаются от резких высказываний делегатов саммита ЛАГ, прозвучавших в марте этого года в Бейруте. Напомним, что тогда президент Ливана Эмиль Лахуд, председательствовавший на встрече, особо отмечал, что: "агрессия против какой-нибудь арабской страны будет означать агрессию против всех арабских стран".
Противоречия и отсутствие единства во взглядах на самые актуальные проблемы региона, не позволяют ЛАГу стать полновесной международной организацией, способной оказывать серьезное влияние на международную политику на Ближнем Востоке. Ливийский лидер Муамар Каддафи, перед саммитом Лиги заявил о намерении своей страны в ближайшем будущем выйти из этой структуры, объясняя это тем, что Лига представляет собой "нелепую" организацию, способную только на пустые заявления.
Противоречия же по Ираку между арабскими лидерами основываются, помимо других причин, на отношении к правящему режиму. На прошлогоднем саммите ЛАГ в Аммане, возникла конфликтная ситуация по поводу вопроса подготовки резолюции Лиги по Ираку. По информации кувейтской газеты "Аль-Кабас", 11 стран во главе с Саудовской Аравией и Кувейтом предложили формулировку о "снятии санкций с иракского народа", подчеркнув тем самым, свое неприятие режима Хуссейна, тогда как Ирак и его союзники добивались определения "снятие санкций с Ирака".
На встрече с журналистами после беседы с председателем нижней палаты казахстанского парламента, кувейтский депутат вполне ясно выразил свое мнение по вопросу о Хуссейне и его правлении, пожелав соседнему с Кувейтом "иракскому народу", помимо достижения мира и благополучия, возвращения 4 миллионов иракцев, покинувших родину, также и освобождения от "диктаторского режима".
Тем временем, во вторник 15 октября в Ираке начался референдум по продлению полномочий президента Хусейна еще на семь лет. Свыше 11-ти с половиной миллионов избирателей должны были принять участие в голосовании. По официальным данным, семь лет назад, в 1995 году, в ходе подобного референдума в поддержку Хуссейну высказалось 99,96% избирателей. Проводимый референдум, по убеждению иракской прессы, станет "посланием всему миру, подтверждающим верность и доверие иракского народа президенту Саддаму Хусейну, а также победу над неудачными махинациями врага".
Уже 16 октября стало известно, что президент Ирака заручился "100% поддержкой избирателей", о чем официально объявил заместитель председателя Совета революционного командования, глава Избирательной комиссии Иззат Ибрагим.