Казахстанских журналистов не пускают в Индию: что скрывает правительство родины карри

Журналист медиа-портала Сaravan.kz столкнулась в нерабочей среде с каверзной ситуацией, связанной с работой. У меня сорвался отпуск. При готовом туре в Гоа я получила отказ в электронной визе в Индию. И с этой проблемой, как оказалось, сталкивались и другие казахстанские журналисты. 

Если по порядку: тур для двоих стоил 455 тыс. тенге на семь дней. Ещё 30 тыс. тенге ушло на то, чтобы сделать новый паспорт, и 24 тыс. тенге затем - на визу для двух человек. Таким образом, потрачено было 509 тыс. тенге. Электронную визу решили делать не через специальный отдел в турагентстве, а своими силами - у знакомой был опыт, обещала помочь, чтобы сэкономить. 

Электронная виза оформляется на специальном сайте, вводится как стандартная информация вроде паспортных данных и адреса, так и имена родителей, принадлежность к какой-либо религии, а также профессия и место работы. Заполняется на английском языке. В графе "профессия" я выбрала пункт "JOURNALIST". Знакомый турагент сказал, что всем отвечают в течение суток - так и вышло. Только вместо одобрения или отказа пришли дополнительные вопросы:

"1. Укажите название вашего журнала/телеканала/радио/новостного канала/вещательного агентства/блога/канала YouTube.

2. Какая область вашей специализации в журналистике, если есть?

3. Является ли ваш визит официальным/личным?

4. Уточните, пожалуйста, точную цель вашего визита в Индию и места, которые вы собираетесь посетить во время пребывания в Индии. Также предоставьте информацию о человеке, который вас сопровождает.

5. Пожалуйста, приложите полный маршрут путешествия в Индию".

Удивилась и я, и знакомый турагент, который ранее с таким не сталкивался (потому что не посылал журналистов в Индию). Впрочем, в течение часа была приведена все интересующая их информация, с уточнением, что визит личный, причина - отпуск, а маршрут:  аэропорт – гостиница – аэропорт.

Приложила, в качестве доказательств, билеты и трансфер до отеля.

В следующие 48 часов выяснилось, что максимальный срок для ответа на заявление по электронной визе - 72 часа. Супруг получил одобрение, а я все выходные просидела с дурным предчувствием. И не зря: в конце 70-го часа пришёл ответ с отказом. Без объяснений причины, но ответ напрашивался сам собой.

Поделившись проблемой со знакомыми, я узнала, что как минимум ещё у двух коллег в моём окружении возникала точно такая же проблема, и решали они её по-разному.

Первый человек просто подал электронную визу повторно.

"Отказ в визе в Индию - это большая редкость, у меня было только однажды, когда я сообщил, что работаю в СМИ. Ехали толпой друзей, а отказали только мне. Я потом подал сразу на новую, и мне одобрили - указал другую работу, приложил другую фотографию, оплатил сбор, и на следующий день одобрили", - поделился журналист.

Со слов турагента, такое, и правда, может сработать по меньшей мере из-за проблем с фотографией: когда её с коллегами отправляли в рабочую поездку в Гоа, отказали всего одной девушке, и товарищи решили, что всё из-за того, на фотографии она была похожа на пакистанку (у Индии с Пакистаном плохие отношения). Так её по-другому причесали, заново сфотографировали и повторно подали заявление - было одобрено.

Однако второй случай с журналистом говорит об обратном. Меня сразу предупредили: "Повторно электронную не подавай - у них всё в базе сохранилось уже. Мне в тот раз просто два раза отказали". А дальше обрисовали такую схему: взять на работе справку о том, что я якобы занимаю должность не пишущего журналиста, а кого-то ещё (SMM-редактора, выпускающего редактора - на что фантазия горазда), на случай, если еду одна, получить нотариальное разрешение от мужа (!), со всем этим езжать в консульство, платить 50 тыс. тенге за обычную визу и врать изо всех сил. И уверяли, что, скорее всего, сработает: "Мне поверили, хотя под моим именем выходили материалы".

 

Итак, я узнала об отказе вечером четверга, когда в консульство даже позвонить было нельзя - они работают с 10.00 до 18.00, а принимают людей в Алматы и вовсе с 10.00 до 12.00 - такое вот неудобное и маленькое окно. Вылет был в ночь со вторника на среду. То есть даже трёх рабочих дней, по-хорошему, не было. Оставалось, по сути, только три варианта:

  • попробовать снова подать электронную визу, выбрав другую профессию и приложив другую фотографию, и ждать в неопределённости ещё три-четыре дня;
  • потратить 50 тыс., всю пятницу провести в нервотрёпке, чтобы успеть и на работе справку взять, и в посольство на краю города съездить, где, возможно, ещё и узнать, что нужны какие-то другие документы, которые я в тот же день привезти не успею, а значит, везти придётся в понедельник, и останется ещё меньше времени, к тому же снова все выходные ждать;
  • отказаться от поездки. 

Пришлось смириться с потерей полумиллиона тенге. Впрочем, 73 тысячи тенге за тур пообещали вернуть, а 30 тысяч за паспорт не пропали даром - удалось посетить Узбекистан, так что всего 406 тысяч тенге были потрачены впустую. 

Разумеется, стало интересно: а почему же в Индию так трудно попасть, если ты журналист, даже если едешь не по работе? Вот, что пишут в Интернете: "С проблемами в получении визы в Индию сталкиваются независимые журналисты и популярные блогеры, имеющие развитый канал на YouTube. Это связано с тем, что они снимают жизнь без прикрас. В своих роликах и репортажах они подробно освещают такие неприглядные стороны Индии, как наличие трущоб, кастовое деление, отвратительное отношение к «неприкасаемым» и антисанитария. По мнению властей, это негативно сказывается на репутации страны и приводит к отторжению туристического потока".

 

Аргумент вроде бы понятный, однако, если копнуть подальше - бесполезный. Разве антисанитария в Индии - новость хоть для кого-нибудь? Немного советов для отдыха от турагента и других товарищей, которые бывали в Индии:

  • Не брать белую одежду, обувь, сумки. Там повсюду красная пыль, которая въедается, и её уже потом ничем не отстираешь - вещь будет испорчена.
  • Ничего не пить, прикасаясь ртом к стакану - только через трубочки. Мотивируют это тем, что стаканы моют обычной водой из-под крана, а от неё можно получить отравление. Не стопроцентно - пишут, что если нет проблем со здоровьем, то от одного стакана, вероятно, ничего не будет. И всё же подобных советов масса. 
  • Советы касаются даже бутылок от кока-колы. Да, поскольку газировка там продаётся в основном в стеклянных тарах, эти же тары потом собираются обратно, моются той же водопроводной водой и пускаются в производство повторно. И зубы чистить тоже рекомендовали бутилированной водой. 
  • Не оставлять никаких ценных вещей ни в номере, ни на пляже. Либо купить водонепроницаемые пакеты и ходить плавать с телефонами и деньгами, либо незаметно (что затруднительно в общественном месте) закапывать ценные вещи в песок и накрывать полотенцем. А у коллеги моего турагента во время инфотура из номера вообще украли блютуз-колонки. Вот оно, индийское гостеприимство.
  • Стараться по возможности заказывать острую еду, чтобы микробам в ней было труднее выживать, и на всякий случай взять с собой на отдых хороший сорбент. Не просто активированный уголь, а что-нибудь посерьёзнее, потому что антисанитария там не только на улицах, но и в головах. Ещё один отдыхающий рассказывал, что обнаружил в своём салате муравьёв и сообщил об этом официантам. Салат забрали, но работник кафе не учёл, что за тем углом, за который он зашёл, его было видно клиенту. Он просто убрал руками муравьёв из тарелки и вернул тот же салат. 

«Рекомендую Шымкент, но не Алматы или Астану» - иностранцы о путешествиях по Казахстану

Всё это я узнала от других людей и могла бы узнать из Интернета, проблемы Индии ни для кого не загадка, о них можно писать, не отрывая ни одной точкой от дивана. А вот чего нельзя сделать на расстоянии - это почувствовать атмосферу. Говорят, люди не могут относиться к этой стране нейтрально: им либо резко не нравится, либо они влюбляются и возвращаются туда раз за разом. Первых отталкивает всё вышеперечисленное: антисанитария, плохая инфраструктура, красная пыль, бедность. Вторых притягивает что-то неосязаемое, таинственное. Что-то, что можно только почувствовать. 

Но я почувствовать не смогла, а потому - имеем, что имеем.