О том, происходит ли это на самом деле, корреспонденту медиа-портала Caravan.kz рассказала преподаватель одной из алматинских школ Акмарал Кусаинова
Акмарал, как педагог с 18-летним стажем, что можете сказать об изменении отношения государства и общества в отношении к современным педагогам?
- Изменения есть и существенные. Когда я только начинала работать 18 лет назад, то зарплата была маленькая. А об отношении и вспоминать не хочется. Многие родители, да и ученики относились к нам – учителям, как к низко оплачиваему обслуживающему персоналу. Зачастую домработницы в семьях получали больше, чем преподаватель в школе. Да и собственно педагогами нас никто не считал. Сделать замечание ученику не по предмету, а по поведению или внешнему облику было чревато скандалом со стороны родителей. Некоторые так и заявляли, что дело учителей учить ребенка предмету, а не воспитывать его. Дети чувствовали уязвимость учителей в этом плане и некоторые позволяли себе игнорировать учителя, пропускать занятия или являться в неподобающих школьникам и школьницам нарядах. Помню, как однажды на уроки заявился ученик 6-го класса с крашеными волосами и африканскими косичками. А когда я сказала ему, что в школу в таком виде ходить нельзя, то после уроков его мамаша заявила мне, что, если я не могу себе позволить такую дорогую прическу, то это мои проблемы. А ее сын будет ходить так, как считает нужным. Вместе с директором удалось разъяснить, что школа – это не ночной клуб. Сейчас таких проблем практически нет.
Вы затронули тему оплаты труда. Что меняется для учителей в этом плане?
- За то, что зарплата понемногу увеличивается мы благодарны нашему правительству. Ведь, когда я начинала работать зарплата могла оставаться без изменений годами, а цены росли. Сегодня другое дело. Еще в конце 2019-го года был принят Закон «О статусе педагога», который расширил права и возможности работников образовательной сферы, наделил нас дополнительными социальными гарантиями, избавил от выполнения несвойственных нам функций. Помните, в прошедшие годы было несколько скандалов, как учителя лично ремонтировали классы? Сейчас такое невозможно. Казахстанский учитель сегодня – уважаемая профессия!
Насчет зарплаты могу сказать, что наше государство уделяет большое внимание материальному стимулированию учителей, преподавателей и воспитателей. Цифры, которые приводятся Министерством образования сегодня соответствуют действительности. Точнее сказать, наша зарплата росла в среднем таким образом: с января 2019-го – 106.506 и 165.230 тенге, с января 2020-го – 151.611 и 198.202, и с января 2021-го – 192.708 и 228.468. Несложно подсчитать, что за указанный период размер зарплаты среднестатистического педагога относительно средней зарплаты по всем отраслям в процентном отношении подрос с 64,5 сначала до 76,5 процентов, а затем до 84,3 процента. Для более полумиллиона человек преподавателей – это существенная прибавка в семейный бюджет - рассказала педагог.
К словам Акмарал можно добавить, что с января нынешнего года, согласно поручению главы государства, произошло очередное 25-процентное повышение, которое коснулось не только школьных учителей, но и воспитателей детских садов, преподавателей и мастеров организаций технического и профессионального образования, плюс тех, кто трудится в системе дополнительного обучения (кружки, секции и т.д.). А национальным проектом «Образованная нация», который был утвержден постановлением правительства РК в октябре прошлого года, предусмотрено к 2024 году довести упомянутый показатель до более 100 процентов. Это значит, что совсем скоро в сфере образования средняя зарплата будет выше, чем в целом по республике.
Глава государства поздравил спасателей
Кроме того, в Казахстане внедряются меры материального стимулирования педагогов, работающих над повышением своего профессионального уровня. Установлены доплаты за квалификационные категории – они могут составлять от 30 до 50 процентов к должностному окладу. Причём, если сейчас учителя проходят соответствующие курсы один раз в пять лет, то вскоре они будут делать это раз в три года. Такая норма включена в законопроект, который находится на рассмотрении в парламенте и в начале марта прошёл первые слушания в мажилисе.
О повышении престижа профессии учителя говорил на третьем заседании Национального совета общественного доверия Глава государства Касым-Жомарт Токаев: «Для повышения привлекательности специальности следует повысить стипендию для будущих педагогов с 26 до 42 тысяч тенге. Предстоит также обеспечить профилизацию вузов и колледжей, осуществляющих подготовку кадров по педагогическим специальностям через усиление квалификационных требований. Вообще педагогов должны обучать и готовить специальные вузы. Я думаю, что Министерство образования примет соответствующее решение в этом направлении».
В связи с этим поручением и в рамках национального проекта «Качественное образование «Образованная нация», министр образования А. Аймагамбетов недавно рассказал об основных направлениях этого проекта. В частности он сказал: "Планируется постепенно в стране внедрять подушевое финансирование в полнокомплектных сельских школах, рассмотреть вопрос повышения оплаты труда педагогов. Нацпроект состоит из 4 основных направлений, 5 задач, 15 показателей и 26 мероприятий. Кроме того, в нацпроекте подняли такой вопрос, - как охват детей дошкольным воспитанием и обучением". Еще министр особо отметил проблему нехватки кадров: " Если конкретно подойти к проблеме воспитания в детских садах, то следует обратить внимание на проблему педагогических кадров".
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что из дня в день повышается авторитет наших педагогов. Растет их самоуважение и ценность в нашем обществе. Ведь все больше людей понимает, что вклад в образование наших детей – это вклад в процветающее будущее всего Казахстана.