Казахстанский спорт: Кому умерить аппетиты?

Точных данных, кто и как пострадал от всемирного нефтяного потрясения в казахстанском спорте, нет и пока быть не может. Но разговоры, обрывки слухов и общая нервозность позволяют сделать вывод: это коснулось почти всех.

Многим спортивным федерациям пока что рекомендовано затянуть пояса – точнее, пересмотреть график подготовки национальных сборных на этот год. Также желательно исключить дорогостоящие зарубежные сборы, в случае если после них не последует крупного старта в виде чемпионата мира. Все мероприятия с крупным призовым фондом, которые так манили зарубежных спортсменов, пока под вопросом. Это кризис.

Он пока не затронул казахстанские футбольные клубы. Бюджет “Актобе” выглядит заоблачным – 3 миллиарда 100 миллионов тенге. Но если учитывать, что, по официальным данным, в следующем году в Актюбинской области на спорт, туризм, культуру и информационные технологии будет выделена сумма чуть большая, то и тут ясно, что аппетиты придется умерить даже футболистам…

Многие годы государство приучало (пока цены на энергоносители позволяли), что оно – это все. Основным спонсором и заказчиком было именно оно. Государство прощало безудержные траты, закрывало глаза на растраты и по-отечески реагировало на всевозможные шалости. Потому что итоговый результат в конечном счете выглядел предпочтительнее “отдельных недостатков”.

Сейчас, когда никто не знает, как долго продлится кризис и каким он будет, очень сложно понять, что делать привыкшему к вольготному бюджетному инвестированию казахстанскому спорту. Сейчас государство не пронять жалобными интервью о важности спорта, когда есть множество других, более важных проблем. А бюджет не просто не резиновый – он уже не такой многообещающий, как раньше. В общем, надо как-то жить. Но как? Естественно, что по-другому. Не требовать чересчур больших трат от государства.

Сейчас нам не нужны дорогостоящие масштабные мероприятия. Да и новые грандиозные комплексы тоже. А вот недорогие в строительстве, дешевые в эксплуатации, но такие полезные физкультурно-оздоровительные комплексы жизненно необходимы. Да, удовольствия от проведения тендеров на таких объектах не получишь, но именно там будут тренироваться те, под кого через десять лет при хорошей (тьфу-тьфу-тьфу) экономике можно закладывать и строительство роскошных сооружений, и проведение крупных стартов.

Что еще нужно? Делать бюджеты спортивных проектов прозрачными и рассказывать о своих тратах. Мол, столько-то – на зарплаты, столько на премии, а все остальное – в инфраструктуру и для детей. Чтобы было видно: деньги освоены как надо. С пользой. И таким рачительным хозяевам можно выделять еще средства. Скажем, зачем велокоманде “Астана” нужна была такая масштабная презентация в ОАЭ? В какую сумму она обошлась?

А знаете, что еще нужно? Выбираться из своих уютных кабинетов и общаться с прессой. Да, занятие это неблагодарное и подразумевает отвечать на неудобные вопросы, но делать это нужно.

Скажем, совсем недавно шарахнуло известие о том, что Федерация дзюдо собирается натурализовать некую именитую монголку, которая даже выступит на Олимпиаде. Как ведет себя структура, которая хочет получать и дальше довольствие от государства на содержание сборной? Дает пресс-конференцию, рассказывает и поясняет. Как поступила структура, именующаяся Федерацией дзюдо Казахстана? Промолчала. Будто бы ее это известие никак не коснулось. А ведь любую новость можно трактовать по-разному. К примеру, приглашение монгольской спортсменки можно расценивать как неумение воспитывать собственных сильных дзюдоисток. Так зачем государству тратить в таком случае деньги на этот вид спорта? Само собой, можно было бы переменить эту точку зрения, если бы представители федерации поделились своими соображениями. Но они не сочли нужным это сделать.

Впрочем, всем федерациям, спорткомитетам и управлениям спорта надо раскрываться. Объяснять и даже заставлять своих главных звезд кроме тренировок и турниров давать интервью, принимать участие в фотосессиях. Люди смотрят не только на результаты и достижения, но и на человеческие истории. И чем чаще рассказывает о себе спортсмен, тем привлекательнее выглядит этот вид спорта. Хотя бы в глазах рядовых казахстанцев. И поскольку из их налогов частично и формируется бюджет, может, пора ответить и на их чаяния и сделать звезд ближе к людям?