Через четыре дня после начала в Ташкенте судебного процесса по делу о весенних терактах, события приобретают еще больший драматизм и напряженность. 30 июля Ташкент сотрясает вторая волна терактов.
…"Примерно в 16 часов 42 минуты у входа в приемную посольства Государства Израиль, по улице Абдуллы Каххара, неизвестный мужчина в возрасте 30-35 лет приводит в действие самодельное взрывное устройство. В результате взрыва гибнут двое охранников посольства.
В 16 часов 45 минут, при попытке пройти в здание Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан, сотрудником милиции остановлен неизвестный мужчина в возрасте 35-40 лет, которым в фойе осуществлен взрыв находившегося при нем взрывного устройства. В результате взрыва получили телесные повреждения различной степени тяжести два сотрудника внутренних дел, пятеро - органов прокуратуры.
В 16 часов 50 минут у входа в приемную посольства США в Республике Узбекистан, расположенного на улице Чиланзар, также совершен подрыв самодельного взрывного устройства неизвестным мужчиной в возрасте 25-30 лет. В результате взрыва двое сотрудников милиции, охранявшие здание посольства, с тяжелыми ранениями доставлены в больницу, где, несмотря на оказанную им медицинскую помощь, скончались.
Взрыв в фойе Генеральной прокуратуры не повлек человеческих жертв. Все семеро раненых были своевременно доставлены в больницы, им оказана необходимая медицинская помощь.
Все трое террористов погибли на месте произведенных ими же взрывов.
Во взрывных устройствах использовались самодельное взрывчатое вещество высокой мощности - перекись ацетона, и ТЭН-пентрит. Кроме этого в качестве шрапнели использовались металлические болты и специально нарезанные куски металлической проволоки, в качестве замыкательного механизма - предположительно, тумблер.
Характерной особенностью перекиси ацетона является то, что это взрывчатое вещество изготавливается самодельным способом, которое не обнаруживается собаками, специально натренированными на поиск взрывчатых веществ.
Мощность использованных взрывных устройств равна 1-1,5 кг в тротиловом эквиваленте"…
(Из сообщения информ-агентств с брифинга генерального прокурора Узбекистана Рашида Кадырова). В Узбекистан прибывает специальная бригада следователей ФБР и израильской спецслужбы, которые выражают готовность помочь узбекским коллегам в проведении расследования. Однако узбекская сторона отказывается от предложения американцев и израильтян, и те отбывают восвояси.
На возобновившихся заседаниях судебного процесса вновь всплывает "казахстанский след" узбекских террактов.
По информации интернет-издания Фергана. Ру, один из смертников второй волны, подорвавший себя в здании генпрокуратуры РУ 30 июля, являлся гражданином Казахстана - Авазом Шоюсуповым. Якобы его по представленной фотографии, опознали двое из обвиняемых на суде - Фуркат Юсупов и Абдунасыр Зульфикаров. На судебном процессе также была представлена фотокопия казахстанского паспорта Аваза Шоюсупова.
Далее, утверждает это интернет-издание, Казахстан имеет непосредственное отношение к событиям в Узбекистане, так как (цитируем сообщение): "…один из сотрудников внутренних дел на условиях анонимности сообщил журналистам, что в апреле, после весенних террористических актов, Аваз Шоюсупов был задержан в Казахстане. Генпрокуратура Узбекистана тогда направила ходатайство об его экстрадиции, но казахстанская сторона отказалась его выдать. Вскоре он был отпущен на свободу, а затем проник на территорию Узбекистана, где и взорвал себя в здании Генеральной прокуратуры".
А был ли мальчик?
Последние пункты сообщения, приведенного независимой Ферганой. Ру, да еще и со ссылкой на "анонимного сотрудника", по всем канонам подходят к разряду так называемых "непроверяемых".
Однако тот факт, что в деле узбекских террористов официально всплыл-таки первый "иностранный гражданин", и то, что он оказался с "удостоверением гражданина Казахстана", по-своему, весьма показательно.
По официальному сообщению узбекской генпрокуратуры, у "бомбистов" было изъято огромное количество поддельных документов. Полагаем, что у хороших террористов имеются самые настоящие (во всяком случае, выполненные исключительно качественно), документы граждан Западной Европы и США.
Но даже если смертник Аваз Шоюсупов действительно являлся гражданином РК, это вовсе не означает "причастности Казахстана" к терактам в Ташкенте и Бухаре. Достаточно вспомнить, сколько узбекских граждан было выявлено в качестве боевиков-наемников в разных горячих точках. Нельзя же в этом винить официальный Ташкент.
Обвинения в том, что Аваз Шоюсупов после весенних террактов скрылся на территории РК, где был задержан казахстанскими органами, но узбекской стороне, вопреки просьбе об экстрадиции, не выдан, опровергаются всеми силовыми структурами ЮКО.
- Сразу же после террактов в Ташкенте и Бухаре, на территории ЮКО был введен жесткий режим с целью не допустить проникновения экстремистов на казахстанскую территорию - говорит начальник ГУВД ЮКО Раимхан Узбекгалиев. - Все службы, начиная от миграционной полиции, пограничников, КНБ, работали в тесном контакте с узбекскими коллегами.
По заявлению полицейских ЮКО, никаких просьб об экстрадиции кого-либо из задержанных в период с апреля до август включительно, от узбекской стороны не поступало.
Аналогично дела обстоят и с ДКНБ по ЮКО. Опыт экстрадиции узбекских экстремистов у южно-казахстанских спецслужб накоплен уже достаточный. Так, за последние четыре года, правоохранительными органами Казахстана было задержано и выдано узбекской стороне восемь граждан РУ, которые скрывались от узбекского правосудия на территории нашего государства.
Среди них - выдача братьев Маллаевых, которые разыскивались спецслужбами Узбекистана по подозрению в участие террактов в Ташкенте еще в феврале 1999 года (когда была совершена попытка покушения на Президента РУ, сопровождавшаяся взрывами бомб на центральной площади Ташкента). Экстрадиция члена религиозно-экстремистской организации "Исламское движение Узбекистана" Мирзохида Ходжаева.
Последняя выдача произошла чуть больше полугода назад, когда в Шымкенте были задержаны граждане РУ Азамат Искандеров и Хайдар Махмудов. Они разыскивались спецслужбами Узбекистана по подозрению в участии в боевых действиях в Афганистане в 2001 году на стороне талибов. Проще говоря, подозревались в наемничестве.
Следует отметить, что во всех случаях правоохранительные органы Казахстана задерживали вышеуказанных граждан на территории РК, по подозрению в совершении правонарушений казахстанского законодательства. В частности -использованию поддельных документов. А затем, когда выяснялось, что задержанные возможно являются гражданами соседней страны, казахстанские спецслужбы ориентировали узбекских коллег. И когда узбекская сторона подтверждала свой интерес к задержанным, процедура экстрадиции совершалась в кратчайшие сроки.
Вообще, выяснить являлся ли Аваз Шоюсупова гражданином Казахстана, (например, жителем ЮКО), по оценке специалистов миграционной полиции, на основе лишь таких скупых данных (имя и фамилия), не представляется возможным. Такая жесткая идентификация возможно только в маленькой (малочисленной), и очень тоталитарной стране, с жесточайшим паспортным режимом. Каковой Казахстан, к счастью, не является.
Опять-таки, в корне вызывает сомнение подлинность информации "анонимного источника из силовых структур", приведенного Ферганой. РУ.
Почему-то эта информация публично не высказывалась ни одним из официальных представителей узбекских правоохранительных органов.
Между тем, если бы казахстанские силовики действительно проигнорировали подобную просьбу узбеков - это был бы крупный прецедент для скандала, казахстанской стороне пришлось бы оправдываться, а Узбекистан выглядел вполне достойно.
Таким образом, у официального Ташкента нет никаких причин замалчивать подобный инцидент. Вернее, причина может быть только одна - данного факта (просьбы об экстрадиции Аваза Шоюсупова) просто никогда не было.
Подытоживая тему "казахстанского следа" в деле узбекских террористов, можно сделать некоторые выводы.
Официальному Ташкенту непременно нужно оказаться жертвой международного терроризма. Таким образом, сразу снимаются вопросы об очень серьезных внутренних проблемах, которые, возможно, и являются главной причиной произошедших терактов.
А присовокупив к произошедшим в Ташкенте взрывам еще и неких "террористов-граждан Казахстана", Ташкент, вероятно таким образом надеется предстать главным оплотом прогрессивных сил в Средней Азии в глазах остального мира.
24 августа, в Ташкенте был вынесен приговор первым 15 бомбистам. Исключительной меры наказания не получил никто. По словам обвинителя, "наиболее активные участники и организаторы террактов погибли или были уничтожены. Подсудимые же раскаялись и оказали значительную помощь следствию".
Члены преступной группировки получили от 10 до 18 лет.