Не нова в Казнете такая тенденция: как только в СМИ появляется новость о пышном свадебном торжестве, общественность сразу же начинает ее активно обсуждать.
Но чем вызвано такое явление? Почему без внимания общественности часто остаются куда более важные темы? И откуда у людей просыпается порой нездоровый интерес к такому рядовому событию, как свадьба?
Обо всем этом корреспондент Caravan.kz поговорил с известным казахстанским психологом Анной КУДИЯРОВОЙ.
- Не так давно мы опубликовали новость о том, что в Алматы прошла свадьба китайца и казашки. Само торжество прошло замечательно, гости с уважением относились друг к другу. Однако, к сожалению, в соцсетях не встретилось практически ни одного положительного и доброжелательного комментария. Как вы считаете, откуда у публики столько негатива?
- Всем известно: разделенная радость увеличивается, разделенное горе уменьшается. Люди, хотевшие поделиться своей радостью, в итоге получили совершенно обратное.
Поведение людей, которые комментируют, поливают грязью со стороны, равносильно тому, чтобы ставить диагноз по пульсу. Это черствые, злые и враждебно настроенные люди. Что привело их к такой степени злости? Наверное, их можно пожалеть. Им настолько тяжело живется, что они не готовы принять радость – в их душе просто нет для нее места. А еще, я думаю, они испытывают огромную зависть. Наверное, всем этим людям живется хр*ново.
Вторая причина злости, скорее, носит не столько психологический характер, сколько уходит в политику и экономику. Видимо, это что-то напряженное между казахами и китайцами. А им (китайцам. – Прим. ред.) можно позавидовать – они из «какашки» делают «конфетку», а мы бежим, чтобы встать в очередь за этой «конфеткой». Причем это не только в Казахстане – в любом европейском городе, в любом американском штате, где есть Чайна-таун. Удивительно, что в Алматы ничего подобного до сих пор не появилось.
Еще люди делают это от бессилия. Человек, которого обидел начальник, не может высказать ему это в лицо. Он придет домой и будет пинать свою маленькую собачку. Это такой психологический защитный механизм, который называется «смещение». Люди злятся на депутатов, которые принимают не те законы, или на министров, которые не выплачивают пособия. И, возможно, злоба в итоге выместилась на этой бедной паре молодоженов, которая, в принципе, ни при чем.
- А новость о торте на свадьбе в Шымкенте за якобы 180 тысяч долларов, которая вызвала просто дикий шквал негодований? Вы, как эксперт, разделяете точку зрения общественности, что это было чересчур?
- Я бы просто порадовалась, что в Казахстане богатые люди. Это говорит о том, что и страна наша тоже богата. А чем больше богатых людей, тем у бедных больше возможностей получить работу, пособия, подарки.
Но зависть съедает все сознание, не позволяя разумно отнестись к этому. Если у людей есть возможность, они могут себе это позволить, то почему нет? Если ты не можешь позволить себе такого, тогда спрашивай у себя: если ты такой умный, то почему ты бедный?
- Также особое внимание уделяется торжествам с участием именитых казахстанцев. Пользователи Сети так активно следят за подобными событиями, что складывается впечатление, будто их личная жизнь протекает не так интересно. Как думаете, стоит ли казахстанцам уделять столь пристальное внимание свадьбам наших знаменитостей?
- Все, что ниже пояса, интересно абсолютному большинству людей. Вуайеризм и эксбиционизм никто не отменял. Звезды, которые показывают свое нижнее белье, – это эксбиционисты: они получают удовольствие, демонстрируя все, что у них есть. А вуайеристы получают удовольствие от того, что подглядывают за кем-то. Как психоаналитик, хочу посоветовать им заглянуть в свое детство, там какая-то фиксация, микро- или макротравма, что они до сих пор интересуются чей-то пип*ськой. Кто не рад замужеству дочери Баян Алагузовой: комментарии в соцсетях
Люди имеют право свободно писать в соцсетях. Но ответственность лежит не на том, кто читает, а на том, кто пишет. Соцсети – это как общественный туалет: кто хочет, тот писает, а кому нужно, тот и какает. Черный пиар тоже пиар.