В начале января в российской прессе появился материал о сотрудничестве «мусульманских народов СССР» с немецким рейхом в годы Великой Отечественной войны. Подробнее тему так называемого Туркестанского легиона, созданного нацистами из советских военнопленных, осветил польский автор Адам Качиньский.
Прокомментировать его статью корреспондент медиа-портала Caravan.kz попросил профессора Казахского национального университета имени Аль-Фараби доктора исторических наук Ляйлю Сейсембековну АХМЕТОВУ.
- К Туркестанскому легиону можно относиться по-разному. А сейчас у нас транспарентность мнений, и разброс очень разный, - сказала Ляйля Сейсембековна.
- Моя точка зрения может и не понравится многим: я понимаю, что людей надо было спасать, но наши солдаты принимали присягу своей стране. Спасаясь от голода, холода и болезней, принимая присягу германскому рейху, тем самым они нарушили свою присягу. И с точки зрения того времени, да и настоящего - это предатели Родины.
- Однако, как историк, я хочу сказать, что в жизни любой страны бывают самые разные моменты. И надо бы не считать сразу же предателями и расстреливать… Нам надо с сегодняшних позиций разбираться и изучать эту историю.
Казахстанцы внесли воистину огромный вклад в победу над величайшим злом ХХ века. По последним данным исследователей, 1 миллион 400 тысяч жителей республики воевали в рядах Красной Армии. Свыше шестисот тысяч из них погибли на фронтах Великой Отечественной.
- После войны именно в Алматы был суд над легионерами. Оставшихся легионеров, которых взяли в плен, собрали со всего Советского Союза. Естественно, все они получили очень большие сроки.
И еще хотелось бы отметить, что до миллиона бывших советских солдат служили в Русской освободительной армии, Туркестанском легионе и других формированиях германского рейха. Да, это очень большая цифра, но в любых войнах такое бывает, - говорит историк.
Если принять как данность сведения из статьи Адама Качиньского, то в 14 сформированных туркестанских батальонах служило менее 14 тысяч бывших советских военнослужащих. Сколько бы среди них ни было казахов, это капля в море – менее одной десятой процента по отношению к тем соотечественникам, кто геройски сражался с врагом.
- Я считаю, что надо изучать Туркестанский легион. Я брала интервью у выживших в достаточно позднее время, в 90-х и нулевых годах, когда легионеры смогли говорить. Но говорили они уже свою правду, и эта правда, конечно, была отредактирована, была в свою пользу сказана.
Я специально не называю фамилий тех, у кого брала интервью. Потому что их родственники живы, и вообще это очень болезненная тема для всех нас. Не только для родственников, но и для всей казахской, казахстанской и советской истории, - говорит наша собеседница.
«Если под знамя свастики, порабощения встанет мой брат по крови, казах, я и его буду ненавидеть», - говорил Бауыржан Момышулы в книге «Волоколамское шоссе».
- Беседуя с теми аксакалами, я уже не видела в них врагов, я видела людей, попавших тогда в сложную, критическую ситуацию, в которой они искали любую возможность выжить. Они выжили таким путем.
Я их не оправдываю. Я сказала свою точку зрения, что принявший присягу должен быть верен ей до конца. Тем не менее нашу историю и историю Туркестанского легиона, пусть там было небольшое количество казахов, но они были, эту историю надо изучать. И надо ждать, когда откроются архивы. Как архивы Германии, так и архивы России, Казахстана. Потому что эта история, она еще закрыта у нас, она закрыта для специалистов. Я уж не говорю про всеобщее обозрение, - добавила Ляйля Сейсембековна.
Война докатилась до Казахстана не только отчаянием похоронок и горем эвакуированных. Боевые действия шли непосредственно на казахстанской земле. Так, в Жамбылском районе тогдашней Гурьевской области в ходе боя была ликвидирована группа из полутора десятков вражеских диверсантов. Ещё одна крупная диверсионная группа была уничтожена в июне 1943 года в Уральской области.
Фашистская авиация интенсивно бомбила ряд населённых пунктов на территории Казахстана. Было совершено 40 авианалётов на станцию Джаныбек, 36 – на станцию Сайхин (в результате только одного из них там погибли 90 и получили ранения 150 человек). Неоднократным бомбёжкам подвергались Шугай, Урда, Алгабас, Енбек.
- И я очень не хотела бы, чтобы кто-то использовал эту историю в своих корыстных целях. Мы должны знать историю, какой бы тяжелой она ни была. Мы должны грамотно относиться к нашей истории, а не использовать её в своих корыстных целях, - заключила историк.