НАША СПРАВКА:
Сибирское казачье войско - четвертое по старшинству в казачьих войсках Российской империи и ведет свою историю с 19 декабря 1582 года. Сибирские казаки проживали на территории Сибири, в том числе и на территории нынешнего Северного и Восточного Казахстана. Их столицей был Омск. В 1918 году оно было упразднено. Казаки Сибири принимали активное участие в Гражданской войне в войсках Колчака.
О том, какая роль была отведена коренным жителям нынешнего Казахстана в этом сословии, корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с известным отечественным историком Болатом Асановым.
- Сибирское казачество было одно из самых многочисленных на территории царской России, - начинает наш разговор Болат Каришалович. – Сословие имело свои задачи: это военные, колонизация территорий, освоение этих земель и т. д. В него царским указом от 1846 года по-прежнему принимались и местные жители – казахи.
- Зачем коренному населению было входить в состав казачества?
- Причины, по которым вступали в казачье сословие, были разные. Видимо, тут сыграл и тот момент, что казакам давали земельные наделы и другие блага от государства. Вероятно, это и было определяющим, поскольку было большим подспорьем для бедных и неимущих независимо от национальности. Однако одним из обязательных условий вхождения было крещение новоявленных сибирских казаков. Хотя были и те, кто веру не менял. Но это касалось в основном представителей степной элиты. Среди известных представителей Сибирского казачества - наш земляк, Верховный главнокомандующий русской армией в Первую мировую войну, этнический казах, выбившийся наверх из простых казаков, Лавр Корнилов. Его родители состояли в казачьем сословии, а его крестили, дав соответственно русское имя. Памятуя о своих корнях, будучи еще совсем молодым офицером, он писал эпическую поэму о Кенесары.
- Какое влияние оказало сибирское казачество на историю и культуру казахского народа?
- Выдающийся русский ученый и исследователь Сибири Григорий Потанин отмечал, что бытовым языком сибирского казачества был киргизский (то есть казахский. В царской России казахов называли киргизами). В станицах пели казахские народные песни, хорошо знали историю, обычаи и культуру казахского народа. То есть шел нормальный процесс культурного обмена. И в этом ничего плохого я не вижу.