Казахстанский автор песен устал бегать за певцами и начал петь сам

Вошел во вкус и теперь использует инструменты народов мира для записи казахских песен. “Кудалар” зазвучали под узбекский саз, а “Отаным” – под армянский дудук.

Контрабас… самый нежный инструмент

– Дастан, расскажите, какое у вас образование?

– Я учился в обычной средней школе и посещал кружок во Дворце пионеров. Руководителем у нас тогда был Канат Тулебаевич Мукаев, он и научил меня играть на бас-гитаре. Вместе со мной занимались тогда еще дети, ставшие потом звездами нашей эстрады – Карина Абдуллина, Лариса Иванова и Людмила Ким (“Дуэт L”), мой друг детства Олжас Байканов, впоследствии ставший директором Батырхана Шукенова. Мы играли в ансамбле до 10-го класса, потом разбежались. Я поступил в музыкальное училище им. П. И. Чайковского по классу контрабас, как мне посоветовал Канат Мукаев. После обычной школы, не зная ни одной ноты, было очень сложно. Я учился играть просто на слух, тогда и понял, что контрабас – самый нежный инструмент по звучанию. Как-то услышал мнение, что “фирменные” музыканты не доучиваются и не оканчивают музыкальные училища! И я, представляете, не посещал учебу и ушел со 2-го курса, так как хотел стать “фирменным” профессиональным музыкантом.

– На каких инструментах в итоге вы играете?

– Я играл на бас-гитаре в ресторанах города, обслуживал свадьбы и, годами обрастая аппаратурой, собрал свою студию звукозаписи. Тойская работа заставила потихоньку освоить и другие инструменты. Играю на всем понемногу, на флейте, например. Вот в прошлом году купил узбекский саз. С помощью него записал у себя на студии песню “Кудалар”. Какое-то время назад приобрел армянский духовой инструмент дудук и так же, наложением, записал патриотическую песню “Отаным”. Получилось очень и очень красиво. Я пригласил профессиональных музыкантов, друга моего детства, известного фольклорного барабанщика Максата Жусипалиева, и одного кобызиста. Представляете, за час времени мы на домашней студии звукозаписи записали кобыз и алтайский народный инструмент, который используют шаманы.

Как-то был в отпуске в Дубае, купил там струнный щипковый инструмент уд, хочу узнать строй струн и научиться играть на нем! Из Египта привез бонги, в общем, потихоньку учусь играть на разных инструментах, добавляя их к аранжировкам своих песен.

Лучше петь самому

– А как вы начали писать собственные песни?

– Считаю, мне очень повезло в жизни. Мой руководитель еще в школьные годы познакомил меня с профессиональным музыкантом, гением в музыке, основателем группы “Арай”, композитором, аранжировщиком, ныне покойным Талгатом Сарыбаевым. Он учил меня культуре музыки, как писать песни и делать аранжировки. Самую первую песню, которую я сочинил, а друг Мурат Слямов написал к ней текст, мы записали в филармонии на студии с Талгатом Сарыбаевым. Он же сделал аранжировку, исполнила “Арайлы тун” начинающая певица Айман Тажбаева в 1991 году.

Как-то мы записывали песню с популярной исполнительницей Бахыт Шадаевой, и понадобился текстовик. Она обратилась к писателю Шомишбаю Сариеву, получилось очень красиво. А я подумал, почему бы тоже не попробовать. Поначалу не получалось, но постепенно всё встало на свои места. У меня сначала рождается мелодия, а потом – авторский текст. Самое сложное – придумать название песни. Также я записываю и создаю аранжировки, занимаюсь сведением голоса, редактирую и делаю мастеринг.

– Как вы пришли к тому, что начали исполнять свои песни сами?

– Я уже говорил, что мы записали несколько работ с начинающей певицей Айман Тажбаевой, ту же “Арайлы тун”, с популярной исполнительницей Бахыт Шадаевой – песни “Апаларым”, “Сагыныш Ани”, “Жаңа жыл”, “Сезим”, “Курбым” и др. Песни “Кутем сени” – с начинающей вокалисткой Жанной Хамзиной, “Ак жайык” – с виолончелисткой Майрой Елемесовой. И в какой-то момент, если честно, я устал предлагать свои песни исполнителям и получать отказы. Я их понимаю прекрасно, может, стиль не подошел, направление или просто пришлись не по вкусу, причины разные бывают. Поэтому я не настаиваю, не обижаюсь ни на кого. Я нашел решение – начал исполнять их сам, хотя и не являюсь профессиональным вокалистом. Но некоторые работы в моем исполнении, кажется, зазвучали! Не считаю себя теле- или фотогеничным, но среди музыкантов бытует старая поговорка: “Главное – не вид, а звучание”. Поэтому продолжаю и буду дальше писать свою музыку и снимать клипы! Недавно задумал записать инструментальную музыку и, думаю, в скором времени казахстанцы услышат ее. (На YouTube можно посмотреть клипы Дастана Алыбаева под ником Dastin07. – Прим. авт.).

– Вы, как автор уникального контента, как-то себя обезопасили в плане защиты своих произведений?

– В 2018 году я заключил договор о передаче полномочий по управлению правами автора на коллективной основе частному учреждению некоммерческой организации по защите авторских и смежных прав “Аманат”. С этого момента я получаю начисленные вознаграждения по использованию моих произведений в публичной сфере. До этого я никогда не получал вознаграждений за использование моих песен!

АЛМАТЫ