Казахстанские студенты массово едут учиться в Россию: почему так происходит

Позади Индия, Китай, другие государства СНГ. По самым осторожным данным, гранит науки в РФ грызут около 70 тысяч наших молодых соотечественников. И не факт, что после получения диплома все они вернутся на родину.

В прошлую пятницу замминистра образования РФ Наталья БОЧАРОВА заявила, что федеральный проект “Экспорт образования” предусматривает увеличение числа иностранных студентов до 435 тысяч человек к 2024 году. Его бюджет уже определен – 107,4 миллиарда рублей. В пересчете на наш тенге – более 640 миллиардов. С ума сойти! Российским вербовщикам как-то удается вычислить и выдернуть из Казахстана лучших выпускников школ и соблазнить их грантами на обучение. Дальше – дело техники. Это уже не наука. Это – большая политика.

По такой же схеме действуют многие американские вузы. В знаменитой Силиконовой долине в Калифорнии едва ли не четверть ученых сейчас – выходцы из Китая и Индии, кстати.

Почем диплом?

В середине лета на совещании с руководителями вузов министр образования Казахстана Асхат Аймагамбетов насмерть раскритиковал их работу. По словам Асхата Канатовича, в ходе проверок выявлено много нарушений в деятельности высших учебных заведений: незаконное освоение средств, принятие на работу преподавателей без конкурсов, несоответствие уровня их подготовки требованиям министерства и т. д.

В августе в Шымкентском региональном социально-инновационном университете накрыли натуральный наркопритон.

А когда начали шерстить по полной программе, у проверяющих глаза на лоб полезли. Из 78 требований, которые МОН предъявляет к вузам, этот не соблюдал 63!

“Выявлены факты несоблюдения порядка приема на обучение, порядка перевода и восстановления обучающихся, порядка предоставления академических отпусков. Студенты, которые фактически не посещали занятия, были допущены к зачетно-экзаменационной сессии. При этом данные лица допущены к сессии за отдельную плату, оплаченную в университет. В ведомостях имеются пустые графы без указания оценки студента, но с подписью преподавателя. Обнаружены лица, фактически проживающие в других регионах и являющиеся работниками других организаций. При этом они представлены как штатные работники с учебной нагрузкой на полную ставку. В МОН РК предоставлялись недостоверные сведения об уровне трудоустройства выпускников университетом”, – говорится в документе комиссии.

Самое главное! В итоговом документе комиссии сказано: “За 2018 год уровень трудоустройства фактически составляет 34,4 процента. В официальных отчетах указывается 71,3 процента. По фактам нарушений законодательства в области образования министерством в отношении университета возбуждены три дела об административном правонарушении: за нарушение типовых правил деятельности вузов, за несоблюдение государственного стандарта образования и за несоответствие лицензионным требованиям”.

Это только один вуз, который распотрошили проверяющие. А сколько таких еще в регионах?

Месяц назад министр Аймагамбетов пообещал принять “самые непопулярные меры” к высшим учебным заведениям, которые не обеспечивают качественное образование и трудоустройство своих выпускников. Тогда же комитет по контролю в сфере образования и науки МОН пригрозил провести детальный анализ деятельности вузов. В частности “на предмет трудоустройства не менее 50 процентов выпускников в разрезе направления подготовки кадров в течение года со дня выпуска”. А ВУЗ и ныне там: как реформировать образование в Казахстане

Похоже, академий, институтов и университетов в Казахстане все-таки станет меньше.

Лучше меньше, но дороже?

Когда Президент Токаев сказал, что республике не нужно столько высших учебных заведений, некоторые эксперты поспешили выступить с заявлениями, что много вузов не бывает. Директор образовательного центра “TMpressio” Василий ШАХГУЛАРИ, которого “КАРАВАН” попросил прокомментировать эту ситуацию, никогда не лезет за словом и цифрой в карман:

– Хотите простой пример? В Турции половина частных вузов субсидируется государством. Там на 83 миллиона населения всего 180 вузов! У нас на 18 миллионов больше 120 штук. И еще там много меценатов. А у нашего правительства денег на образование всегда не хватает. Правда, со следующего года финансирование вроде бы увеличат.

– Закон о меценатстве у нас до сих пор не принят.

– Вот-вот. Кто вам сейчас деньги даст просто так? И на что именно? Остается только на государство рассчитывать.

– Отмотаем тему чуть назад. В 1990-х годах в республике было 137 коммерческих банков. Конкуренция лишнюю сотню просто смела с рынка. Чем вузы лучше или хуже банков?

– Хм-м-м (выдерживает паузу)… С одной стороны, я против сокращения числа вузов в Казахстане. Представьте себе: сотни, если не тысячи людей потеряют работу. С другой стороны, нам вполне хватило бы 50–60 высших учебных заведений. Но только с современной материально-технической базой и сильным профессорско-преподавательским составом. И еще: должны быть стратегические вузы, ориентированные на интересы и запросы государства. Должна быть конкуренция. Если кто-то не готовит специалистов, а только дипломы выдает – тут я согласен. Не соответствуешь требованиям – сдай лицензию!

Если хотите, могу и третью сторону медали показать.

Сильные частные и государственные вузы могли бы открыть на базе ликвидированных свои филиалы.

Пусть даже количество студентов и специальностей сократится. Но оставить там только лучших преподавателей. На мой взгляд, это пока единственный выход. Кстати, я думаю, что в государственных вузах студенты должны (после паузы выдает дробь пальцем по столу) учиться бесплатно.

– Интересно, почему?

– Потому что они должны быть ориентированы на запросы государства! Тут, правда, еще многое не сделано. Но Президент Токаев к этому и подталкивает. А если мы хотим, чтобы и частники соответствовали самым высоким требованиям, государство должно частично субсидировать их тоже.

Денег много не бывает

– Василий Вачикович, тут вопрос как раз в тему. Токаев поручил правительству изучить вопрос стоимости грантов. Иначе их рост “из блага может превратиться в мину замедленного действия”.

– Гранты дают вузам, чтобы повысить качество образования. А они никак не влияют на зарплату преподавателей. Где стимул для них? А кто из молодых выпускников, кто из кандидатов наук пойдет работать за 150 тысяч в месяц? Вуз не школа! Высокое качество дешевым не бывает! Преподаватели работают со студентами сверх нормы. И это никто не оплачивает – только аудиторные часы. А работа с дипломными работами? Проектами? И кто отслеживает, как расходуются деньги, выделяемые вузам?

– Да, а что скажете про стоимость грантов?

– Должна быть дифференциация. По крайне востребованным сегодня специальностям в стране их надо сделать дороже. Гуманитариям, извиняюсь, придется подвинуться. Айтишники завтра будут остро необходимы. Медицина, аграрный сектор, инженерия… Эти специальности повышают добавленную стоимость в экономике республики.

– Прагматизм рулит?

– Эти специалисты создают новую базу для роста Казахстана. Это еще и национальная безопасность страны. А уравниловка к хорошему не приведет.

– Министр Аймагамбетов сказал, что будет назначать ректоров национальных вузов. Их у нас 11.

– А где выборность и прозрачность процедур? Есть ректоры, которые сидят в своих креслах по 15–20 лет. Они что, все эти годы качественный продукт на рынок выпускали? Пусть у них тоже будет свой президентский срок. Или два. И потом уступи место молодым. Потому что у человека начинается профессиональное “выгорание”. Он не способен уже генерировать новые идеи.

Если кто-то поднял один вуз – направьте его в другой. Пусть там еще один подвиг совершит.

Ротация министров и акимов у нас же есть? Умные молодые казахстанцы или уезжают за рубеж, или подаются в мошенники. Остальные "пытаются работать" - бизнесвумен

– Президент Токаев также предложил выделять больше денег науке. “Финансирование в науку в нашей стране составило 0,13 процента, в то время как в развитых странах 2,5 процента. По мнению экспертов, расходы на науку ниже 1,5 процента от ВВП не приведут к полноценной отдаче затрат, правительство должно иметь в виду”.

– В СССР ученым давали 2 процента от ВВП. Наука у нас сегодня в бедственном положении. Мы не видим результатов внедрения научных разработок. Профильные НИИ есть. А на что и кому дают средства из госбюджета? Где результаты? Должно быть венчурное содержание. И реальные расчеты, а не какие-то оптимизированные. В СССР было такое понятие, как “внедрение в практическое производство”, были научно-производственные объединения. Если их возродить – было бы выгоднее во всех смыслах. Это еще и социальная гарантия для всех исследователей. И, конечно, НИИ должны сидеть на бюджете. Нужна публичная экспертиза, аудит наиболее востребованных НИИ на сегодня и на завтра.

– Возвращаясь к теме бегства казахстанских абитуриентов в российские вузы. Что может их остановить?

– Все те меры, которые предложили глава государства и министр образования. Сколько времени это займет – не знаю.

АЛМАТЫ