Казахстанские старики за последние 10 лет стали жить счастливее и богаче. Во всяком случае, они так думают

И раз так, государство просто обязано считаться с потребностями стариков. Вот только что им нужно? В 2008 году ПРООН уже делала социсследование самочувствия пожилых казахстанцев, в 2020-м это исследование решено было повторить.

Как отмечает руководитель отдела анализа и обработки ЦИОМ Айжан ШАБДЕНОВА, за прошедшие годы изменилась сама социальная группа пожилых людей. Сейчас на пенсию выходят те, кто был успешен, неплохо зарабатывал и рассчитывает на благополучную старость. Появилось больше пожилых людей, которые следят за своим физическим и психологическим здоровьем и ведут активный образ жизни.

И данные опроса это полностью подтверждают: если в 2008 году лишь 8 процентов опрошенных пенсионеров выбрали ответ: “Я ни в чем себе не отказываю”, то в прошлом году – 21,9 процента.

В то же время количество тех, кто на старости лет испытывает нужду, сокращается не столь стремительно: в 2008 году 29 процентов пожилых людей выбрали ответы: “Денег едва хватает от пенсии до пенсии” и “Денег не хватает на самое необходимое, нуждаюсь”. В 2020 году эти ответы в опроснике выбрали 19,2 процента.

– Эти цифры свидетельствуют о положительной динамике, и всё же почти каждый 5-й пожилой казахстанец находится в затруднительном материальном положении, – подчеркивает Айжан Шабденова.

При этом, если говорить о географии, больше всего пенсионеров со сложным материальным положением в Мангистауской и Западно-Казахстанской областях. А вот в 2008 году больше жаловались на низкие доходы жители Астаны и Алматы.

Причем, как и 10 лет назад, вдовые и одинокие чаще не могут свести концы с концами, чем семейные.

Но что такое деньги? Лишь малая часть счастливой жизни. В целом же, как признались в опросе пенсионеры, они вполне счастливы. Социологи просили пожилых людей оценить удовлетворенность своей жизнью по 10-балльной шкале. Вышло, что сельчане в среднем выставили своей жизни 8,1, горожане – 7,7. Женатые – 8,2, вдовые – 7,6, одинокие – 7,5 и разведенные – 7,2. Еще один косвенный признак того, что счастливая старость – это когда ты не один в этом мире, оценки удовлетворенностью жизнью от родителей и бездетных: 7,9 против 7,3 соответственно.

Именно в семье видят счастье многие казахстанцы, и, как выяснили социологи, это в то же время и гарантия активного долголетия. Вот только насколько надежная?

– В Казахстане впервые рассчитан индекс активного долголетия, который используется в странах Европейского союза. По суммарному значению этого индекса Казахстан находится на 9-м месте среди 29 европейских стран. Это обусловлено в первую очередь высоким уровнем образования людей старшего возраста, их сильной опорой на социальные контакты и внутрисемейные виды социальной активности, такие как уход за внуками или престарелыми немощными родственниками, и высоким уровнем физической активности и психологического самочувствия. Но наряду с этим надо отметить, что по показателям независимой, здоровой и безопасной жизни Казахстан находится только на 21-м месте, а по уровню депривации Казахстан превосходит все без исключения страны ЕС. То есть для людей старшего возраста очень велик риск бедности, – предостерегает координатор национальных программ по народонаселению, развитию и гендеру странового офиса ЮНФПА в Казахстане Газиза МОЛДАКУЛОВА.

Вместе с тем, как отмечают эксперты, в казахстанском обществе существует насилие в отношении пожилых людей. Наиболее распространенными являются психологические, эмоциональные и финансовые/материальные виды насилия, которые приводят к потере достоинства пожилых жертв. При этом негативные установки в отношении пожилых людей широко распространены даже в медицинских и социальных учреждениях, куда обращаются и где находятся наиболее уязвимые пожилые люди.

То есть благополучие казахстанских стариков – крайне шаткая конструкция. Укрепить ее, как считают в ПРООН, можно за счет повышения независимости пожилых людей.

Пенсионеры могут делать выбор, как и где им жить, какие отношения поддерживать, какую одежду носить, как проводить свое время и прочее.

Сейчас вместе с казахстанским министерством труда и соцзащиты международные эксперты разрабатывают долгосрочную стратегию достижения этой цели. Но на самом деле, как признают все эксперты по активному долголетию, самой сложной задачей в этой работе будет даже не прописать какие-то этические нормы и правила, а объяснить казахстанцам всех возрастов необходимость свободы бабушек и дедушек от общепринятых устоев.

НУР-СУЛТАН