Такое явление стало актуальным после того, как правительство РК отпустило в «свободное плавание» тенге, пишет The Guardian.
В связи с этим в стране возникла проблема с работой. Официальные цифры показывают: по состоянию на январь 2016 года безработица в нашей стране была на уровне 5,1%, но реальные цифры могут быть намного выше, так как социальное клеймо «безработный» отпугивает многих от регистрации на бирже труда.
Для таких людей, как Владимир, бывший аналитик рынка в Алматы, потеря работы и усилия, чтобы найти новую оплачиваемую службу вызвали серьезную депрессию и тревогу.
-У меня есть ипотечный кредит, - говорит он. - Я действительно долго искал новую работу, но без успеха. Я понял, что в своей жизни зашел в тупик. Однако обратиться к психологу мне было стыдно. Это трудно объяснить, я чувствовал, как если бы я не был человеком. Я хотел бежать во время этого первого визита к нему, но потом я успокоился и привык к нему. Время шло, и я продолжал, советовался, я чувствовал себя лучше.
Ирина Кирова, терапевт, практикующая в Алматы, сообщила, что количество клиентов-мужчин, обращающихся за помощью, является беспрецедентным.
- Это было трижды в течение года-, пояснила она. -В 2011 году я провела только две консультации с мужчинами и семь с женщинами. На сегодня у меня есть аж 15 клиентов сильного пола и только пять с женщинами.
Г-жа Кирова также добавила, что в соответствии с казахской традицией, мужчина является главой семьи и должен быть главным кормильцем.
- Для казахстанцев демонстрация слабости немыслима , - добавила она. Большинство ее клиентов от 32 до 50 лет, и многие из них предпочитают держать свои посещения в тайне, даже от самых близких.
Не помогает и то, что в Казахстане создаются реабилитационные центры именно для мужчин. Один из них был открыт в Алматы общественным объединением Эр Азамат семь лет назад. Его особенности состояли в том, что он – первый, сосредоточенный именно на проблемах мужчин, и предлагавший психологические услуги, а также горячую линию для тех, кто нуждался в экстренной помощи. Однако это продолжалось недолго. Проект был закрыт через год после того, как его посетили 200 наших соотечественников. Председатель Ассоциации юридических лиц Союза кризисных центров Казахстана Зульфия Байзакова говорит, что это произошло потому, что представителей сильного пола насильно убеждали обратиться за помощью.
- К большому сожалению, в Казахстане идея кризисного центра для мужчин не прижилась. Наши люди стесняются говорить о проблемах. В то время как для [казахской] женщины избегается проблема быть брошенной своим мужем, для человека, проблема заключается в том, чтобы поддержать свою семью.
Со своей стороны, Владимир счастлив он решил поговорить с кем-то, хотя он по-прежнему чувствует стыд за свой выбор. -Я посетил психолога, когда я понял, что я не мог идти дальше без профессиональной помощи,- говорит Владимир. -Моя жена и дети до сих пор не знают. Я не хочу говорить им.