О Жаксылыке Ушкемпирове спортивный мир узнал в 1980 году. Он семь лет входил в состав сборной СССР по классической борьбе, но на крупные турниры ездили другие. В 1980-м Жаксылыку было уже 29 лет, и Московская Олимпиада должна была ответить на вопрос: “Напрасно ли были потрачены многие годы тренировок?”. Нет, не напрасно. Ушкемпиров выиграл и Олимпиаду, и чемпионат мира, который проводился годом позже.
“Советский спорт”, № 169 (9 988) от 24 июля 1980 года: “На больших турнирах в наилегчайшем весе победители менялись довольно часто. И все-таки самым стабильным оставался румын Константин Александру – серьезный, спокойный, уравновешенный. В аккуратном костюме, в очках, он похож на студента-отличника. А в борцовском трико Александру в свои 27 лет больше похож на школьника – тонкий, изящный, даже хрупкий. Но какая у него отменная реакция, какая выносливость! Многие наши тренеры считали: румынского спортсмена не обыграть.
Для победы над Александру нужен особый настрой, может, даже сверхнастрой. И вдруг Ушкемпиров в первой же встрече выходит на двукратного чемпиона мира. Не в правилах Вадима Псарева, воспитавшего Валерия Резванцева, Анатолия Назаренко, “накачивать” ученика перед поединком. Все выверено заранее. Жаксылык думал о последней фразе тренера: “Держись на острие атаки!”. И он держался, да еще как! Не верилось, что потом Жаксылык говорил: “Ой, тяжело мне с ним было, ой, тяжело…”. Свежо, остро действовал алмаатинец. Он оказался быстрее Александру, которого называют “молнией”.
Жаксылык Ушкемпиров на пресс-конференции после соревнований: “Чувствовал, что меня возьмут в команду. Я же бороться стал по-иному. Когда пять лет назад победил на Спартакиаде народов СССР, знал, что не видать мне Монреаля: Алексей Шумаков был сильнее. Мой тренер Вадим Александрович Псарев говорил: “Терпи, Жаксылык, и жди”. Я дождался. А во время турнира думал только об одном: раз ты в команде – значит, не имеешь права проиграть”.
“Караван” от 15 мая 2009 года. В интервью нашей газете Жаксылык Ушкемпиров так описал событиях тех олимпийских дней: “В первой схватке я боролся с трехкратным чемпионом мира Константином Александру из Румынии. Схватка была тяжелой. Румына до этого три года никто не мог победить, но я взял верх. В той схватке отдал все силы. После нее не мог прийти в себя три часа. И тут подходит председатель Совета министров Казахской ССР Байкен Ашимович Ашимов. Спрашивает: “Сможешь выиграть золотую медаль?”. Отвечаю: “Должен, не имею права проиграть”. “Молодец, за тобой следят миллионы казахстанцев. Чем тебе правительство может помочь?”. А чем они могли мне помочь? Говорю: “Спасибо, я вырос в ауле, люблю свой край. Если есть возможность, дайте кисеечку кумыса”. Мы посмеялись такому подарку, выпили по стаканчику кумыса. До сих пор с Байкеном Ашимовичем вспоминаем ту историю.
Перед финалом с болгарином Павлом Христовым был настолько спокоен, что чуть не проспал схватку. В семь утра было взвешивание, а соревнования начинались в десять часов. Я со взвешивания зашел в столовую, перекусил, поднялся в номер, лег и уснул. И тут в комнату заходит старший тренер сборной Геннадий Андреевич Сапунов: “Нашелся! Где ты был? Почему уснул? Мы тебя все ищем!”. Сразу сели в автобус, приехали в зал, успел немножко размяться, и пригласили на ковер”.
Алматинец Виктор Демьяненко входил в элиту советского бокса в конце 70-х – начале 80-х годов. В 1979 году он стал чемпионом Европы в весе до 60 кг, а спустя год получил олимпийское серебро. Победить на Играх в Москве ему помешала досадная травма.
“Советский спорт”, № 179 (9 998) от 3 августа 1980 года: “Вспышками острых встречных атак началась встреча Виктора Демьяненко с кубинцем Анхелем Эррерой (до 60 кг). Пожалуй, для Эрреры, привыкшего, что соперники во встречах с ним придерживаются в основном защитной тактики, было неожиданным азартное сопротивление нашего боксера. А оно было не только азартным, но и искусным: Демьяненко боксировал техничнее, быстрее, а размашистые удары Эрреры часто не достигали цели. Но… вновь в ход поединка вмешалась случайность. Полученная Виктором травма не позволила ему довести бой до конца. Анхель Эррера стал двукратным олимпийским чемпионом”.
“Караван” от 30 ноября 2007 года: “Выиграть олимпийское золото помешали организационные недоработки, – считает Виктор Демьяненко. – Мой финальный бой с кубинцем Анхелем Эррерой почему-то назначили судить рефери из Пуэрто-Рико – страны-соседа Кубы по региону. В полуфинале с Ричардом Новаковским (ГДР) я получил рассечение, но утром перед финалом меня осмотрел доктор и допустил к поединку. Когда же начался бой, рефери снова повел меня к врачу с какими-то вопросами. Уже было заметно давление. За полтора месяца до московского боя я выиграл у Эрреры на турнире в Чехословакии. Поэтому на ринг вышел уверенным в своих силах. Первые два раунда выиграл, а в начале третьего секунданты кубинского боксера стали требовать от рефери остановки боя из-за своего рассечения. В итоге поединок был прерван, и победу присудили кубинцу. Уверен, будь в ринге европейский рефери, бой был бы совсем другим”.
В истории казахстанского водного поло есть только один олимпийский чемпион. Сергей Котенко в 1980 году в Москве завоевал золото в составе сборной СССР. Причем именно наш ватерполист забросил в финале победный мяч, сделавший советскую команду чемпионом.
“Советский спорт”, № 175 (9 994) от 30 июля 1980 года: “Это был предпоследний, 47-й матч олимпийского турнира. Но именно от его исхода зависела судьба золотых медалей. Сборную СССР устраивала даже ничья (у нее было 8 очков), команде Югославии нужна была только победа (7 очков). В первом периоде советские ватерполисты добились минимального перевеса – 3:2. Дважды удачно завершил атаки при розыгрыше “лишнего” игрока Котенко. В начале четвертого периода разрыв в счете увеличился – 7:4. Это означало, что югославам для победы необходимо было забить в оставшееся время уже четыре мяча. И они всей командой пошли в атаку. Два их броска были точны – 7:6. Остается играть чуть больше минуты. Мяч у наших игроков. Опекун Котенко решает рискнуть и уплывает на половину поля сборной СССР. Котенко с мячом остается свободным в нескольких метрах от ворот югославов. Бросать или не бросать? Котенко бросает. Гол. 8:6. Это уже победа!”
“Караван” от 30 мая 2008 года: “Мы провели контратаку, завершение которой доверили мне. Я получил мяч от Эркина Шагаева, обманул югославского вратаря и поставил точку, – отметил в интервью Сергей Котенко. – На то, чтобы отыграться, у соперников уже не оставалось времени”.
1980 год стал звездным часом для казахстанского штангиста Виктора Мазина. Он выиграл Олимпиаду в весе до 60 килограммов.
“Советский спорт”, № 169 (9 988) от 24 июля 1980 года. “Чемпион Монреальской Олимпиады Николай Колесников был готов бороться за вторую золотую медаль. Но окончательный выбор пал на Мазина, абсолютного рекордсмена мира в категории до 60 кг. И 26-летний электрослесарь из Шахтинска оправдал высокое доверие. Установив олимпийские рекорды в рывке и двоеборье, он поднялся на высшую ступень пьедестала.
У каждого атлета своя манера подхода к штанге. Одни выходят энергично, с горящим взором, другие – крадучись. Мазин же шел к снаряду, как человек тяжелого физического труда возвращается с работы: не спеша, вразвалочку, обдумывая сделанное за день, соображая, как провести вечер отдыха. Зрители и не догадывались, какие вулканические страсти бушевали в груди богатыря, когда он готовился к схватке с металлом. Чувство величайшей ответственности словно цепями сковывало литые мышцы силача. И он усилием воли рвал эти цепи, работая с точностью автомата. Только Мазин сумел продуктивно использовать все три попытки в рывке – поднял сначала 122,5 кг, затем 127,5 кг и 130 кг – новый олимпийский рекорд. Это позволило ему на 2,5 кг опередить прошлогоднего чемпиона мира поляка Марека Северина и победителя первенства Европы болгарина Стефана Димитрова, которые, кстати, были чуть легче Мазина.
В этот вечер Виктор вполне мог превысить свое мировое достижение в рывке, но решил приберечь силы для толчка. Ему была нужна только олимпийская победа. И он, толкнув 160 кг, стал первым с олимпийским рекордом в сумме – 290 кг.
– Что могу вам рассказать о себе? – говорил на пресс-конференции Виктор Мазин. – Живу в Шахтинске, работаю на шахте, перед этим закончил городское профессионально-техническое училище № 168, где, кстати, занимался классической борьбой. Спорт люблю с детства – играл в баскетбол, футбол. Но в штангу потянуло потому, что хотел раскачать мышцы, стать сильным. Женат, имею четырехлетнего сына Николая. Назвал его так в честь своего тренера Николая Николаевича Снегурова... Считаю себя вполне счастливым человеком еще и потому, что имею много друзей на шахте и в сборной СССР. Первый друг – Коля Колесников, который тоже мог стать чемпионом, если бы выступал”.