Казахстанские дальнобойщики готовы пойти на крайние меры из-за конфискации фур

Мнения владельцев большегрузных авто и их адвокатов мы выслушали в прошедший вторник в южной столице, на пресс-конференции.

– Я могу рассказать только о своих личных обстоятельствах, – начал свое невеселое повествование дальнобойщик Сергей Кулик. – Хотя у многих моих товарищей по несчастью они похожи. Машину я купил в долг, собрал у людей деньги и теперь должен их отдать. В результате конфискации моего автомобиля я вынужден буду продать квартиру, чтобы рассчитаться с долгами. Квартира у меня не своя, квартира родительская. В итоге моя и семья моей сестры, и наша мать – все останутся на улице. Автомобиль мне государство не давало и не помогало его покупать, и просто так я его не отдам. Я не знаю, в каком буду находиться состоянии на тот момент, но что-то будет такое, неординарное, я так думаю…

Петр Антонов, дальнобойщик:

– У меня в руках документ о прохождении таможни и разрешение на выезд. Здесь стоят все необходимые печати, таможенной и пограничной службы, санитарного контроля. Значит, был полный досмотр. Границу республики мы не пересекали, наркотики не везли. Откуда же взялась контрабанда? И еще. Если, допустим, в поезде находят наркотики, то ведь состав с тепловозом не конфискуют?

Что же такое произошло и по какой причине почти четыре десятка дальнобойщиков буквально кипят от возмущения?

На этот вопрос ответил их защитник, член городской коллегии адвокатов Елжас МОЛДАКАШЕВ:

– Обычно водитель не знает, что именно загружают в его машину, да и согласно международной конвенции, подписанной Республикой Казахстан, это в его обязанности не входит. Водители отвечают лишь за сохранность пломб и самого груза, который должны доставить до пункта назначения. Между прочим, все 38 машин шли под таможенным сопровождением. В общем, странностей в этом деле много.

Все началось в июле 2015 года, когда сотрудники службы экономических расследований департамента государственных доходов Жамбылской области на таможенном посту “Кордай” задержали 38 грузовых машин с прицепами. И лишь через 3,5 месяца – в сентябре – товар выгрузили на склады, а машины вернули владельцам. Но, как потом выяснилось, товар исчез и был доставлен адресату в Москву. Затем, согласно постановлению органов следствия, грузовики были признаны вещественным доказательством по делу о контрабанде. Владельцы машин во время досудебного расследования были признаны свидетелями.

Наконец, 6 мая 2016 года Кордайский районный суд осудил хозяина груза, который перевозили дальнобойщики, некоего Берика Чотпаева. Его оштрафовали на 5 тысяч МРП. Кроме того, суд постановил конфисковать вещественные доказательства, которые были признаны орудиями преступления, – машины дальнобойщиков. Причем вместе с прицепами. А ведь, как известно, прицеп является отдельным транспортным средством и имеет собственный технический паспорт. Почему прицепы конфисковали вместе с тягачами, совершенно непонятно.

Что же касается самой конфискации, то машины были признаны вещественными доказательствами по делу о контрабанде, а потом и орудиями преступления. Поэтому суд постановил их конфисковать. Но если владельцы машин – свидетели, то как орудия преступления могут принадлежать им? Теперь суды ссылаются на постановление следователя, в котором он признал машины вещественными доказательствами. Поэтому их и конфискуют в доход государства.

Мы обращались к судам и предлагали обратиться в Конституционный совет РК, сказать, что данная норма закона явно ущемляет интересы граждан Казахстана. Но, к сожалению, ни один суд на это не пошел…

По словам адвоката Гульнар ЖУАСПАЕВОЙ, в отношении сотрудников и нескольких руководителей службы экономических расследований департамента государственных доходов Жамбылской области, которые задержали фуры и расследовали дело о контрабанде, из-за пропажи вещественного доказательства – груза – начато досудебное расследование.

– Дальнобойщики оказались в трудном положении, – говорит адвокат Жуаспаева. – Многие из них для покупки машин оформили банковские кредиты или взяли деньги в долг у знакомых, но так как машины арестованы, то отдавать деньги им нечем. Из 38 дальнобойщиков семеро уже прошли все судебные инстанции и получили отрицательный ответ, слабая надежда остается еще у 31.

Владельцы автотранспорта и их адвокаты намерены обратиться к генеральному прокурору Республики Казахстан. Чтобы отстоять свои машины, они готовы на многое. И, наверное, не следует доводить людей, которые создают рабочие места не только для себя, но и для других граждан, до крайности?

Алматы