Казахстанские чиновники все чаще откупаются от тюрьмы за большие деньги

Между суммой и тюрьмой, согласно новому Уголовному кодексу РК, теперь самая прямая связь. Практически любой казнокрад и мздоимец может откупиться от кичи, выплатив штраф в кратном размере за украденное или взятое на лапу. Речь может идти о сотнях миллионов и даже миллиардах тенге. Хотя имидж и личную харизму потом даже хлоркой не отстирать.

Изучил новейшую историю коррупционизма в Казахстане. Обнаружил там немало чудес.

И за многими – детективы с продолжением.

Первопроходцем в этой сфере стал бывший глава агентства по регулированию естественных монополий Мурат Оспанов, которого в 2014 году обвинили в получении взятки в 300 тысяч долларов. Большая сумма – немалый срок. В 2015-м суд вынес соломоново решение: заменить срок штрафом в 1 миллиард 101 миллион 60 тысяч тенге. Зачем эти 60 тысяч к и без того умопомрачительной сумме – ума не приложу. Для торжества справедливости?

 

 

А после этого посыпалось “добро”, как из дырявого мешка помоечного бомжа.

Нал против нар

Понятно, что кризис. Понятно, что денег в госказне не хватает. В этой ситуации казнокрады и взяточники, схваченные за руку, дружно соглашаются помогать госбюджету. Акима одного сельского округа “хлопнули” на взятке в 90 тысяч. Штраф – 4,5 миллиона тенге. Второго – на 190 тысячах. Этот персонаж отделался 5,7 миллиона. Третьему, взалкавшему 150 тысяч мзды и приговоренному судом к 9,5 миллиона штрафа, но не сумевшему собрать оброк с родни, светит реальная отсидка. А ты не алкай! Мурат Магавьянович после полной конфискации имущества и капиталов, видимо, сильно сумел напрячь родню, чтобы не угодить на нары. Хорошо, что есть такие богатые родственники.

Смущают в этом деле суммы и сроки. Скажем, судью Верховного суда Сайлаубека Джакишева за дачу взятки в 70 тысяч долларов коллеги сначала наказали на шесть лет. А потом заменили кару наказанием штрафными в 575 тысяч тенге – после отсидки почти в три года. Это столько стоит неотсиженное?

Забыли о процессе исполнительного директора АО “Локомотив” Ергали Калаубаева? В начале прошлого года его приговорили к 7 годам лишения свободы за взятку в 100 тысяч долларов. В ходе судебного заседания обвиняемый заявил: “Осознал свои ошибки. Раскаялся. Признаю чистосердечно свою вину”. И в качестве отступного сам попросил слуг Фемиды приговорить его к СЕМИ МИЛЛИОНАМ долларов штрафа – вместо срока на нарах: “Есть родственники, есть друзья. Надеюсь, что в такой ситуации все мне помогут”. Здорово. У г-на Калаубаева вся родня из списка “Форбса”? Налоговый комитет в курсе их достижений в области зарабатывания миллионов?

Суд отказал обвиняемому в откупе. Придется сидеть…

В июле этого года экс-акима Актау Юрия Дирра без всяких реверансов и предисловий приговорили к 10 миллионам тенге за взятку в 2 миллиона и пожизненному запрету занимать должности на госслужбе. Одному его подельнику определили штраф тоже в 10 “лямов”, второму – 4 миллиона 242 тысячи тенге. А третий (видимо, родня бедная) получил 4 года общего режима.

Бывшего зампреда агентства по делам спорта и физкультуры Азамата Туматаева – большого специалиста по строительству спортивных объектов – в прошлом году суд признал взяточником (2 миллиона тенге), приговорили его к штрафу в 60 миллионов тенге и запрету занимать госдолжности в течение 7 лет…

Справка “КАРАВАНА”

Согласно данным комитета уголовно-исполнительной системы, сегодня в местах лишения свободы пребывают более 1 120 чиновников разных уровней и около 600 представителей силовых органов. По словам председателя Национального бюро по противодействию коррупции Кайрата Кожамжарова, ежегодно список мздоимцев и казнокрадов пополняется на 3 000 человек.

“Сел за коррупцию – вышел по болезни”

Так смачно, по-армейски прокомментировал освобождение бывшего заместителя министра обороны Багдата Майкеева глава Совета генералов Казахстана Рустем Хайдаров. Напомню: генерал-майора Майкеева приговорили к шести годам за взятки в особо крупном размере и незаконное хранение оружия летом 2014 года. В феврале 2015-го – свобода. Если верить адвокату – “в связи с онкологическим заболеванием”. Без всякого откупа. Или он был? История умалчивает. Или – если так стремительно освободили – взятки на самом деле не было?

 

 

В 2007 году Багдат Абдыкадырович, командуя Алматинским облДВД, угодил в коррупционный скандал. Тогда, тьфу-тьфу-тьфу, пронесло: обвинения не нашли официального подтверждения. В те годы вообще многих служивых “проносило”. Даже таможенники умудрялись входить и дважды, и трижды в одну реку и выходить сухими из нее. А в 2013-м генерал Майкеев, уже в армейской должности, призвал своих командиров “формировать антикоррупционное мировоззрение”. Хотя никто его ни за язык, ни за награды с аксельбантами не дергал.

“В Уголовно-исполнительном кодексе есть перечень болезней, при наличии которых осужденный может быть освобожден, – сказал правозащитник Евгений Жовтис. – А некоторые “простые” безденежные заключенные умирают еще по пути в “санитарный городок”. “При этом никто из врачей или тюремных властей не ставит вопрос об освобождении на том основании, что их содержание с такими тяжкими болезнями несовместимо с жизнью, как в случае с Майкеевым”, – добавил гражданский активист Руслан Оздоев…

В декабре 2009 года председатель комитета водных ресурсов минсельхоза Анатолий Рябцев и его замы были осуждены за злоупотребления при проведении тендеров по госзакупкам. Самому г-ну Рябцеву дали 4 года. По УДО он вышел в 2011-м. Говорят, тоже ввиду пошатнувшегося здоровья…

Ну да, больной коррупционер не может сидеть. Он должен лежать дома.

Справка “КАРАВАНА”

По словам зампредседателя Национального бюро по противодействию коррупции Талгата Татубаева, в этом году выявлено более 1 500 коррупционных преступлений (рост почти в 2 раза). Из установленного ущерба в 29 миллиардов тенге государству возмещено 8 миллиардов. На имущество обвиняемых наложен арест на 13 миллиардов тенге.

Бывший глава таможенного комитета и экс-министр внутренних дел Серик Баймаганбетов, осужденный за получение взятки в 80 тысяч долларов на 10 лет строгого режима, отсидел только 2 года. Там была еще мутная история с истязаниями этого высокопоставленного заключенного со стороны охраны колонии. Но уже все на свободе…

 

 

Все эти сюжеты выглядят странными с точки зрения рядового обывателя. А богиня правосудия Фемида, подозреваю, вообще должна потерять ориентацию: в какой руке держать весы, в какой меч? Кого судить, кого миловать, где логика?

В марте прошлого года председатель Верховного суда Кайрат Мами в своем блоге сообщил просительнице Айнуре Айтжановой, что за преступления небольшой, средней тяжести или тяжкие преступления “в случае полного возмещения ущерба, причиненного преступлением… неотбытая часть наказания может быть заменена судом более мягким видом наказания”. Иными словами: внеси в кассу нажитое незаконным путем – и гуляй на все четыре стороны.

Не в курсе, готова ли была экс-председатель агентства по статистике г-жа Мешимбаева возместить нанесенный государству ущерб весом в 758,2 миллиона тенге, который ей инкриминируют с 2009 года по итогам переписи населения страны. Но в конце июля ей второй раз отказали в УДО. Напомню. Анар Ертулевна скрывалась от правосудия в арабских странах и России. Приговор в 2014 году: 7 лет лишения свободы, запрет занимать госдолжности 5 лет и – помимо конфискации имущества – 558 249 309 тенге взыскания. Нечем возмещать? Все беззаботно растрачено в бегах? Судисполнители не сумели найти или что-то третье?..

 

 

Да. В прошлом году три подельника г-жи Мешимбаевой вышли на свободу. Бесплатно. Хотя официально об этом не сообщали.

В конце июля бывший командир департамента уголовно-исполнительной системы Жамбылской области Дидар Рахимбердиев предстал перед судом по обвинению в системных поборах с начальников колоний от 2 000 до 3 000 долларов, взятках в особо крупном размере за создание благоприятных условий режима и решение вопросов, связанных с досрочным освобождением осужденных.

Чисто одесский анекдот в тему

Раньше известный взяточник Рабинович жил напротив тюрьмы. А теперь живет напротив своего дома.

АЛМАТЫ