Двадцать лет назад этот чисто сельский, местечковый бизнес стал международным. Стебли, корни и плоды того, что, можно сказать, растет у нас под ногами, отправляется в Европу десятками больших грузовиков.
…Берешь серп или лопату, побольше мешков, заводишь старенький мотоцикл и газуешь за город, где на известной тебе полянке можно добыть и хлеб насущный, и масло к нему. Приехал – и начинаешь косить, копать или обрывать стебли, листья или корни какой-нибудь лекарственной травы. Складываешь в небольшие кучки, а когда заготовил достаточно и изрядно устал, набиваешь добытое в мешки. Грузишь на мотоцикл, везешь и отдаешь по 250 тенге за килограмм, вне зависимости от названия растения. Работа тяжелая и грязная, но занятия негрязного и нетяжелого в деревне нет и не было никогда.
Если заниматься этим изо дня в день с мая по декабрь, то за сезон заработаешь на средней величины дом в районном центре Сарканд. А если дело поставить на промышленную основу, можно отправлять на расфасовочные фабрики сотни тонн лекарственного сырья в год.
ТОО “Azia Gold” из Саркандского района в этом году отправило потребителям 90 тонн ромашки, 40 тонн мяты и 400 тонн других лекарственных растений. Практически всё это “сено” увезено за 8 тысяч километров в Германию. Там его очень тщательно очистят, измельчат, расфасуют в красивые картонные пачки и развезут по магазинам. Более 100 афганцев нанял казахстанец для сборки травы в ЮКО
Зачем Европе наша трава
В международной фармацевтической промышленности лекарственные растения если используются, то в очень небольших количествах – тонны высушенной травы какому-нибудь немаленькому заводу вполне может хватить на год.
Но для многих повернутых на здоровье европейцев залитая кипятком смесь трав – это наша утренняя чашка привычного черного чая. Соответствующий европейский рынок необъятен, сотни тонн травы из Саркандского района удовлетворяют небольшую его часть.
Поэтому поставщики сырья вспахивают сотни гектаров, садят траву специально для этого сделанными на западных заводах сеялками. Поливают, пропалывают, убирают комбайнами. Как и в привычном нам сельском хозяйстве, здесь строго соблюдается агротехнический цикл для каждой травы – то есть когда полить и когда прополоть. Как и обычное сельское хозяйство (недаром оно во всех развитых странах субсидируется), выращивание особых трав требует масштабных вложений. Так, система полива одной только мяты – в городах по такому же принципу газоны поливают – обошлась в миллион долларов!
Вряд ли в чистой и сытой Европе представляют себе, как именно “делается” мелкая сухая травка из красивой пачки. А вы попробуйте – даже не в одиночку! – раскидать вилами и разровнять граблями несколько тонн свежескошенной травы, которую надо высушить. Потом получившееся сено опять же граблями, вилами, а где и руками надо собрать и перенести в место дальнейшей так называемой “подработки”. Всю сухую траву, как и плоды (а это не забыли?), сотни тонн, необходимо очистить от земли и стеблей других растений. Если даже в этом помогает специальный барабан, то грузить в него сырье приходится вручную. Как и перетаскивать очищенное.
У некоторых трав, вывороченных из земли плугом, необходимо каждый ненужный стебель отделить от каждого нужного корня. Ничего лучше секатора и человеческих рук для этого до сих пор не придумано.
Отрезать эти стебли от корней, с утра до вечера сидя на земле несколько дней кряду, – такое выдерживают только сельские женщины. Но это работа, для которой не нужно специальных навыков, большой физической силы или определенного возраста.
Оплачивается тяжкий труд без задержек, около 50 тысяч тенге в месяц получают здесь чернорабочие. Постоянные работники имеют до 65 тысяч тенге.
Смешные деньги для Алматы, но в районном центре позволяют кормить и одевать себя и членов семьи.
Но зачем же сухую траву в Германию везти аж из Казахстана?
– Лекарственные растения в Европе не просто заготавливали, а именно выращивали испокон веку, – говорит директор ТОО “Azia Gold” Алексей КОРЖИКОВ. – Но посевных площадей там давно уже нет. В соседней с Германией Польше для этого непригодна почва. В Украине, которая тоже рядом, мягко говоря, неспокойно. Не так просто найти удобное место даже в огромной России. К примеру, на Алтае, где делаются разрекламированные бальзамы и настойки, траву сушить на открытом воздухе невозможно – слишком влажно даже в разгар лета. А по-другому высушить ее нельзя. Как правильно заваривать травы
Чем мы лучше
В саркандском уголке Казахстана сухой климат и незагаженная земля. Здесь растут или выращиваются зверобой, душица, мята, тысячелистник, крапива, спорыш, шиповник, ромашка, мята, боярышник… В горах остались даже дикие яблони, некоторые ученые считают их прародителями алматинского апорта. Дичку режут, сушат и увозят. А где-нибудь в Кёльне какой-нибудь бюргер добавит щепотку порошка сушеных яблок в бокал с кипятком и рад будет больше, чем мы обычному яблочному компоту…
По договоренности с иностранцами применяются гербициды (средство против сорняков). Но для желающих отдать немалые деньги за траву вообще без какой-либо химии на отдельном поле в 100 гектаров она выращивается в точности, как растет в дикой природе. На территории ТОО она даже хранится на отдельном складе.
Заготовителей регулярно проверяют. Не заказчики, как у нас это принято, а представители Организации по сертификации органических продуктов Евросоюза. Замечаний, как правило, нет, доход гарантированный, производство надо расширять. Сейчас директор ТОО, вложивший в существующую производственную базу несколько миллионов евро, в раздумьях: то ли у государства попросить заем или кредит – но на это, как показывает практика саркандских предпринимателей, почему-то надежды практически нет. То ли не связываться с бюрократами, рассчитывать только на себя и отложить запуск сверхдоходного предприятия с прибылью в твердой валюте еще на несколько лет.
АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ