Казахстанская рулетка

А то, что дело решенное, стало ясно после публичного заявления Президента на эту тему. Но последствия создания новоявленных "Ривьер" и "Монте-Карло" в Капшагае и Щучинске, по мнению специалистов, сегодня еще туманны…
Упорная и массированная "осада" игорных заведений, казалось бы, прочно обосновавшихся как в Алматы, так и в Астане, почти достигла цели.
Надо сказать, что "война" против казино велась по всем правилам бюрократического искусства. Особую роль при этом играла подготовка общественного мнения. Многочисленные публикации в СМИ с жалобами на развращающее воздействие на моральный облик населения игровых залов и казино, периодические резкие критические выступления городского руководства сделали свое дело: к казино люди стали относиться настороженно. А за словами последовали и конкретные экономические меры.
Стоит напомнить, что еще в прошлом году, на заседании очередной сессии городского маслихата выступил председатель налогового комитета по городу Алматы Канат Баедилов.
Выступая перед депутатами городского маслихата, главный городской налоговик напомнил, что, в соответствии с действующим налоговым законодательством, игорный бизнес по основным объектам облагается фиксированным суммарным налогом, который состоит из НДС и подоходного налога, поступающих в республиканский бюджет, и также облагается акцизом, который полностью поступает в местный бюджет.
При этом предельные значения ставок акциза на игорный бизнес установлены правительством республики, а полномочия утверждать ставки в пределах этого коридора делегированы местным представительным органам.
В ноябре 2005 года правительство внесло изменения в соответствующее постановление, увеличив предельные ставки акцизов на игорный бизнес.
В связи с чем К. Баядилов предложил повысить ставки акциза на игорный бизнес - "до их разрешенных предельных значений": по игровому столу в казино с 576 до 1400 МРП; по игровому автомату с денежным выигрышем - с 12 до 50 МРП; по кассе тотализатора - с 175 до 400 МРП; по кассе букмекерской конторы - с 90 до 200 МРП.
При этом, правда, предлагалось снизить ставки фиксированного суммарного налога на игорный бизнес: игровой стол в казино с 6000 до 5176 МРП; игровой автомат с денежным выигрышем - с 220 до 182 МРП; касса тотализатора - с 800 до 575 МРП; касса букмекерской конторы - с 500 до 390 МРП. Невооруженным взглядом видно, что потери игровых заведений от такой "реорганизации" заметно перекрывали даваемые им "льготы".
Правда, местный бюджет получал весьма солидную прибавку - дополнительно порядка 420 млн.тенге в год.
Депутаты с энтузиазмом восприняли это предложение и оно прошло на ура. Многие специалисты игорного бизнеса считают, что это стало мощнейшим ударом по нему и что именно тогда стало ясно, что планы по передислокации начинаются претворяться в жизнь.
Мало того, что перемещение заведений за пределы столиц повлечет за собой неизбежные расходы. Главное то, что в правительстве и парламенте сегодня идет активная работа над Законом "Об игорном бизнесе", в отсутствии которого всем работалось так легко и приятно. Ведь до последнего времени этот вид предпринимательства регулировался только различными нормативными актами, в основном местной власти, хотя и входил в перечень лицензируемых. Что позволяло всегда найти "понимание" с нужными чиновниками и не обращать особого внимания на соблюдение правил.
Многие считают, что в Алматы идет просто передел этой сферы бизнеса. Ведь она была надежным и щедрым финансовым источником для многих представителей прежней городской элиты. Через доверенных людей, разумеется. Источником уникальным: при минимуме вложений - максимум прибыли, причем деньги зарабатывались на человеческом азарте, который практически не поддается контролю.
А сегодня, когда немало стало людей состоятельных, обороты этого бизнеса растут, как на дрожжах. Вот власть и решила завладеть этим бизнесом или, по крайней мере, поставить его под свой контроль. Нужен новый закон? Будет закон! Создание и деятельность новых центров азарта и развлечений будет жестко контролироваться властным истеблишментом, причем на прочной законодательной основе.
По некоторым данным, в дело вступает очень крупный международный капитал, и сделано будет все на высоком международном уровне, под стать Монте - Карло или Лас-Вегасу, с 5-звездочными гостиницами, сверкающими огнями ресторанами, различными шоу, кипящей страстями круглосуточной ночной жизнью…
Думается, обвинения, предъявляемые к игорному бизнесу, не всегда обоснованы. Действительно, наиболее бурный рост числа казино и игровых залов в Алматы наблюдался во время правления прежнего градоначальника.
Сегодня их в южной столице действуют 37, хотя в той же многомиллионной Москве - всего 32. При этом их появление зачастую шло с нарушениями правил, которые сама городская власть и устанавливала. Например, нельзя было возводить казино рядом с учебными заведениями, а пару лет назад возвели шикарное казино прямо напротив Экономического колледжа, на пересечении улиц Гоголя и Шарипова.
Правда и то, что сама организация работы многих казино вызывала неоднократные скандалы и жалобы граждан. Например, посетителю могли не отдать его выигрыш и попросту выкинуть его на улицу - такие факты также неоднократно отмечались.
Но бизнес всегда действует в условиях, которые ему предлагает власть. И кто бы отказался получать сверхдоходы, обманывать городской бюджет (в чем их обвиняют нынешние городские власти), если власть сама этому попустительствовала?
А что касается развращающего влияния игорного бизнеса на молодежь и население в целом, то оно сильно преувеличено.
Разве дешевая водка, которую можно купить в любом магазине за 150 тенге оказывает меньшее развращающее влияние? А расцвет проституции в столицах? А многочисленные компьютерные клубы со "стрелялками", делающие из детей настоящих "зомби"?
У властей, конечно, есть и другие важные причины для такого шага.
Капшагай расположен в 80 км от Алматы на берегу Капшагайского водохранилища.
Щучинск - на озере Щучье, в курортной зоне Боровое, более чем в 200 км от Астаны.
Городки сегодня влачат жалкое существование, как и многие им подобные, и выживают лишь за счет немногочисленных туристов и дотаций из бюджета. Вот и возникла идея: с помощью игорного бизнеса поднять не только эти города, но и весь регион в целом, создать целую индустрию развлечений, дать мощный толчок развитию туристического бизнеса. Стоит ли говорить, что там идею переноса восприняли с радостью.
Другая важная проблема, которую государство пробует решить с помощью выноса игрового бизнеса за пределы мегаполисов - нехватка земли в южной столице для развития города.
Земли в центре остро не хватает, цена ее очень высока, а с учетом создания в Алматы Финансового центра может подняться до недостижимых высот.
Казино же, как правило, расположены в самых лучших местах. Строительство новых, современных бизнес - центров, жилья и объектов инфраструктуры уже в ближайшие годы потребует сноса многих строений в городе. Жилые дома, даже старые, сносить сложно - нужно обеспечить людей новым и очень дорогим жильем. Тогда как на месте 37 казино и бог знает скольких игровых залов можно без особых проблем построить немало "высоток", вложения в которые мгновенно окупятся…
Что касается переезда игрового бизнеса в Капшагай и Щучинск, то сегодня идут интенсивные переговоры по проекту строительства первых улиц развлечений в этих городах. По некоторым данным, с одной из известных во всем мире транснациональных компаний, с миллиардными оборотами бизнеса.
По нашим данным, весь вопрос в преференциях, которые готово предоставить ей казахстанское правительство. Западная "акула" игрового бизнеса хотела бы получить преимущественные права на десять - пятнадцать лет.
Наша сторона вносит свои предложения. Но по всем данным, вопрос решится уже в ближайшие месяцы, сразу после принятия нового Закона. Так что "великого переселения" игроков осталось ждать недолго.