- В августе посольство США в Казахстане выслали мне приглашение поучаствовать в международной программе OLVP. Почему они выбрали именно меня из всего Казахстана, я не знаю. Возможно, они узнали обо мне по международным отчетам нашей организации, возможно, я попала в их фокус по некоторым правозащитным делам, которые вела. Одна могу сказать – напрямую с ними я до этого не контактировала.
- А что это за программа, кто еще в ней участвовал?
- Программа направлена на поддержку людей, которые занимаются защитой прав человека. В нашей группе таких было 25 человек из 25 стран: Индонезия, Марокко, Гондурас, Украина, Кения, Бирма, Австралия и так далее. Мы смотрели, как работают НПО в США, международные организации, была также культурная программа и многое другое.
- Давайте ближе к Обаме. Вы сразу знали, что встретитесь с ним?
- Нет, до поездки об этом ничего не говорилось. О встрече с президентом мы узнали непосредственно в США. Он, как и бывший президент Билл Клинтон и многие голливудские звезды, должен был присутствовать на благотворительном ужине в рамках "Глобальная инициатива Клинтона". Однако за день до встречи нам сообщили, что из нашей группы только 8 человек из 25 смогут встретиться с Обамой. Какова же была радость, когда в этом списке избранных я увидела свою фамилию!
- Сколько раз Вас обыскивали прежде чем допустить к президенту?
- На удивление меры безопасности были практически незаметные. Никакого досмотра. Единственное – когда проходили в здание, через ленту проверили мои вещи. В наши суды, скажу, гораздо сложнее попасть, чем на встречу с президентом США. Сама встреча прошла в специальной комнате, куда нас заранее завели. Обама зашел туда без охраны, всем пожал руки, сделал памятное фото.
- Что Вы ему сказали?
- Я сказала, что приятно с ним встретиться, что это очень важно, когда первое лицо государства интересуется работой правозащитников. К сожалению, время было сильно ограничено, поэтому о каком-то обстоятельном диалоге не приходилось думать.
- Какое впечатление он на Вас произвел?
- Еще до того, как он зашел, все были в напряжении. Думали, что будет все официально. Но с первых минут, когда Обама появился, мы расслабились. Он оказался простой в общении. Было комфортно, никакой официозности, он улыбался, шутил. Опять же сравнивая с нашими чиновниками, разница бросается в глаза. Когда в Казахстане попадаешь на прием, чиновник обязательно тебе покажет, что он важнее. Хотя на самом деле мы все – и правозащитники, и акимы, и президент США – занимаемся одним делом: мы стараемся улучшить жизнь людей.
- Что было затем?
- Обама отправился читать речь о важности работы НПО, о воспитании гражданского общества. Мы, кстати, в последние дни убедились в этом. Я посетила центр, где упаковывают еду для бедных детей. Туда приходят целыми семьями. Родители с детства прививают своим отпрыскам, что нужно заботиться не только о собственном достатке, но и помогать нуждающимся.