На сцене – с легендами
На сегодняшний день в репертуаре заслуженной артистки РК Сулушаш Нурмагамбетовой более 300 песен, половина из них является частью золотого фонда Казахского радио. Свой творческий путь она начала больше 50 лет назад и по сей день, что называется, в обойме.
– Я родилась в Нарынколе, там школу окончила. Когда училась, у нас был народный театр, в котором я участвовала. Летние каникулы с 7-го класса постоянно проходили в поездках. Почему-то каждый год гастролировали в Киргизии – днем я играла с местными детьми, от них учила песни, а вечером их пела на киргизском языке. Хотя и жила в ауле, но была продвинутой девчонкой. В те времена ни Интернета, ни чего-либо подобного не было. Однажды написала письмо на Ташкентский завод грампластинок и попросила, чтобы мне выслали пластинку популярных в те времена узбекских исполнителей Луизы и Батыра Закировых. Они пели на русском, английском, арабском, индийских языках. И, представляете, я получила эту заветную пластинку, выучила оттуда много песен.
Вообще, всё, что слышала, то и пела. После окончания школы поступила в Республиканскую эстрадно-цирковую студию. Потом по направлению оказалась на работе в самой крупной концертной организации – “Казахконцерте”, где трудилась больше 20 лет. То есть после студии я сразу попала в профессиональный коллектив: в те годы на сцене “Казахконцерта” работали Шара Жиенкулова, Роза Багланова, Муслим Абдуллин и другие знаменитости. Наши артисты в то время пели без фонограммы, под аккомпанемент баянистов.
В 1986 году был создан фольклорный ансамбль “Жазира” под руководством лауреата Госпремии КазССР, народного артиста РК Нургали Нусипжанова, куда меня пригласили в качестве солистки.
Мы с ансамблем по колхозам, совхозам ездили, а когда открылись границы после развала Союза, в первый же год поехали за рубеж. Наше турне длилось 1,5 месяца, гастролировали по местам, где проживали казахские общины, – Китай, Алтайский край и др. С коллективными гастролями побывала в Алжире, Турции, КНР, Польше и других странах. Это сейчас артисты летают туда-обратно, а мы в год по 8 месяцев в дороге проводили! Мой сын в Каракалпакстане вырос, у родителей мужа воспитывался. Я не видела, как он делал свои первые шаги, как в школу пошел, потому что мы с мужем постоянно были на гастролях. Хорошо, родственники помогли.
Казахстанская Кадышева
Сулушаш Нурмагамбетова поет эстрадные и народные песни на казахском, русском, кыргызском, каракалпакском, туркменском и многих других языках. За исполнение народных произведений ее часто сравнивают с российской коллегой, Надеждой Кадышевой. После 10 лет работы в ансамбле “Жазира” и прежде чем уйти в сольное творчество Нурмагамбетова несколько лет пела в Казахском государственном академическом оркестре народных инструментов имени Курмангазы, затем еще 6 лет – в Алматинской областной филармонии имени Суюнбая. Когда филармония переехала в Талдыкорган, она предпочла остаться в Алматы. Выступала со своими концертами на самых разных площадках – в войсковых частях, в домах престарелых, в детских домах и т. д. В этом году у Сулушаш Нурмагамбетовой запланированы гастроли по Алматинской области, почетным гражданином которой она является.
– С юбилейным концертом должна была везде выступать в прошлом году, но коронавирус нарушил все планы. Только-только начали открываться концертные двери. Думаю, ладно, раз так складываются обстоятельства, мне еще несколько костюмов необходимо пошить, новые песни в дуэте записать с Розой Рымбаевой, с молодыми исполнителями. Интересно, что в 2011 году я также хотела провести юбилейные концерты в честь своего 60-летия, но и тогда у меня не получилось! В тот год умер мой отец. Мы в то время гастролировали в Турции. Дочка позвонила, сказала, что дедушка умер… Я поспешила домой… Папа всегда доволен был тем, чем я занимаюсь.
Осталась верна сцене
Особенно тяжело артистам пришлось после распада СССР, и сейчас пандемия коронавируса снова проверяет людей на прочность и преданность профессии.
– У нас оклад был 2 000 тенге, за такую зарплату я работала. Я терпела ради искусства. Некоторые коллеги бросили сцену и ушли в торговлю. Привозили различный товар из России, ОАЭ, – вспоминает Нурмагамбетова. – Я же осталась верна сцене и до сих пор держусь, потому что очень люблю свою работу. Работаю без продюсеров, всё сама делаю. Это большой труд, конечно, внучек на помощь беру, они уже выросли и хорошо поют, кстати.
Внучки артистки Инкар и Енлик пошли по ее стопам – также выступают в эстрадном жанре.
Сама Нурмагамбетова продолжает работать над расширением репертуара. Как продюсер организовала много концертов в формате вечеров воспоминаний, например, казахстанских композиторов Асета Бейсеуова, Темирали Бактыгереева и других.
– Несмотря на то что мне 70 лет, пока ноги ходят, язык говорит – надо делать! Обязательно дам творческий вечер в 2022 году в Алматы. Хочу пригласить одного кыргызского композитора, он мой ровесник, чтобы петь вместе под аккордеон, его песни все любят.
В 2019 году Сулушаш Нурмагамбетова была награждена орденом “Курмет” за значительный личный вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю плодотворную творческую деятельность. Она постоянно держит руку на пульсе современной музыки и, конечно, юридически защитила свое богатейшее музыкальное наследие.
– У меня собственных песен нет, я исполнитель, но давно состою в обществе “Аманат” – организации по защите авторских и смежных прав. Как только появилось это общество, защищающее авторские и смежные права, я сразу туда обратилась – так как мои песни транслируют по эфиру. Выплаты зависят от того, сколько моих песен прозвучало по телевидению и радио. В связи с подготовкой юбилейного творческого вечера "Аманат" оказал мне материальную поддержку. Такие организации нужны, они помогают артистам получать вознаграждения за произведения, которые транслируют по эфиру, слушают в различных заведениях. Это же наш труд, и мы должны получить за это вознаграждение!
Сулушаш Нурмагамбетова, несмотря на почтенный возраст, полна сил и энергии, продолжает активно работать, готовит свой сольник и обещает порадовать поклонников новыми хитами!
АЛМАТЫ