Казахстанец обвинил своего бывшего работодателя в притеснении казахов и организации незаконной трудовой миграции

Вокруг промышленных гигантов всегда есть возможность заработать: питание, проживание, транспортные услуги.

Будучи замом АО "КазМунайГаз-Сервис" в конце нулевых, Мурат Турысбеков обратил внимание на то, что "ухаживает" за рабочими "Тенгизшевройл" иностранная компания.

А в стране был взят курс на повышение казахстанского содержания. Вот он вместе с коллегами-единомышленниками и предложил шефам организовать партнерскую фирму с британской транснациональной компанией "Compass Group". Так появилось ТОО "КазМунайГаз-Сервис – Compass", которое потом было переименовано в "Compass Kazakhstan". 60 процентов акций которого принадлежали британскому кейтеринг-гиганту, 40 процентов – "КазМунайГаз-Сервис".

Пару лет назад в рамках программы сокращения непрофильных активов "КазМунайГаз-Сервис" свою долю решил продать. Вопреки надеждам многих казахстанских бизнесменов не через открытый аукцион, а путем переговоров с основным акционером. В общем, компания стала полностью иностранной. И тут, как отмечает Мурат Турысбеков, начались странности.

Вдруг выяснилось, что более 5 постов, занятых казахстанцами, подлежат оптимизации с февраля 2018 года. В том числе – должность заместителя гендиректора.

Мурату Турысбекову предложили должность советника генерального директора. В июне выяснилось, что и эта штатная единица ТОО "Compass Kazakhstan" не нужна.

– У меня позиция такая: я – гражданин Казахстана, я работаю в Казахстане. Хорошо работаю, они сами мне в феврале 2018 года премию дали, потому что я очень много контрактов и объемов фирме принес. Меня уволили потому, что я был не согласен со сделкой по продаже доли "КазМунайГаз-Сервис".

Я могу при всех заявить, что ФНБ "Самрук-Казына" через АО "КазМунайГаз" потеряли на этой сделке 30 миллиардов тенге корпоративного дохода!

И я писал об этом и в сам "КазМунайГаз", и в "Самрук-Казына". А еще я на общем собрании учредителей выступил с требованием, чтобы финансовый директор назначался общим собранием учредителей, а не лично генеральным директором. В общем, оказался очень неудобным, – уверяет Мурат Турысбеков.

Фото Анны ВЕЛИЧКО

В тот же день, как в компании сократилась должность советника генерального директора, появилась новая должность – финансовый директор, которую занял гражданин Ливии Роберт Танос Антониос. Чем резюме иностранца круче, чем у него, Мурат Турысбеков, который имеет в том числе московское образование, диплом финансиста-международника, стаж в должности замакима Мангистауской области и кучу благодарностей от последнего работодателя, не знает. Тем не менее после всех вычетов экспату была назначена ежемесячная зарплата в 4 миллиона 700 тысяч тенге. Для сравнения: будучи первым замом ТОО "Compass Kazakhstan", Турысбеков получал в разы меньше.

Но не это самое интересное в истории. Как показала проведенная по настоянию Мурата Турысбекова проверка управления госинспекции труда по Атырауской области, сотрудники финансовых служб ТОО "Compass Kazakhstan" понятия не имеют, что Роберт Танос Антониос – их непосредственный начальник.

Он не подписывает коммерческие финансовые документы, не контролирует исполнение обязательных по закону платежей в бюджет, не руководит финансовой службой.

Как пояснил трудовому инспектору сам иностранец, в его обязанности входит управление финансовыми процессами и планирование бюджета непосредственно с гендиректором компании. Тут, конечно, можно было бы поинтересоваться – что же такого важного напланировал тандем генерального и финансового директоров, но это коммерческая тайна, лезть в которую на самом деле моветон. Впрочем, и без того есть о чем подумать. Например, по итогам проверки инспекции труда возникает резонный вопрос: а кто тогда руководит бухгалтерией?

Как удалось выяснить адвокату Мурата Турысбекова, все документы подписывает некий иностранец по фамилии Рам, числящийся то ли коммерческим, то ли финансовым директором одной из дочерних ТОО "Compass Kazakhstan" компаний – "ESS SUPPORT SERVICES" или "ESS KAZAKHSTAN".

Как предполагает адвокат Мурата Турысбекова, уже один лишь этот факт – нарушение миграционного законодательства: иностранец должен работать только в той фирме, которая его приняла на работу в Казахстане, но никак не в иной, даже если она дочерняя. Но управление госинспекции труда, равно как и миграционная полиция, нарушений не обнаружило: у всех экспатов, числящихся в компаниях, есть разрешения на работу. А кто, где, когда и что подписывал – может запросить только следствие, но никак не госорган.

Мурату непонятно, почему инспекция по труду Атырауской области более трех месяцев опрашивала сотрудников "Compass Kazakhstan" о деятельности Роберта Таноса Антониоса и вот уже пятый месяц не может ответить, кто такой Рам.

– Я считаю, что руководством компаний "Compass Kazakhstan", "ESS SUPPORT SERVICES" и "ESS KAZAKHSTAN" – Джоном Роджерсом, Чагларом Чапой, Николаем Плещевым и другими, на территории Атырауской области, с ведома миграционных служб, совершены на системной основе в течение длительного времени уголовные правонарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 394 УК РК – организация незаконной миграции, совершенные преступной группой лиц, – говорит Турысбеков.

Как он утверждает, именно Чаглар Чапа, имеющий в Казахстане вид на жительство, развил эту сеть подставных руководителей. Сам он одно время числился генеральным директором ТОО "Compass Kazakhstan" и коммерческим – ТОО "ESS SUPPORT SERVICES".

После нескольких писем Мурата Турысбекова в лондонский офис "Compass Group" контракт с ним был расторгнут, и кресло гендира ТОО "Compass Kazakhstan" занял казахстанец Николай Плещев, работавший до этого, по словам Мурата Турысбекова, простым финансистом.

– Просто он – их человек, который, видимо, согласился все это прикрывать. Необязательно, что иностранец во всех компаниях, где работает, имеет высокую зарплату. Он, может быть, в другой компании получает какой-нибудь мизер, 500 тысяч тенге, к примеру, а в другой – 5 миллионов. Но тут важно то, что они держат за собой ключевые посты, чтобы, во-первых, не отдать их казахам, во-вторых, чтобы мы не могли копаться в их делишках, – рассказывает Мурат о том, в чем смысл этих переработок топ-менеджеров в нескольких компаниях одновременно.

Все совещания иностранные топ-менеджеры проводят отдельно, казахстанские специалисты их договоры и контракты проверить не могут.

Так, несколько лет в ТОО "КазМунайГаз-Сервис Compass", позднее переименованное в ТОО "Compass Kazakhstan", работала финансовым директором Паула Лоуфорт, которая одновременно осуществляла трудовую деятельность в ТОО "ESS SUPPORT SERVICES".

– Мы же как думаем: раз человек здесь бывает, подписывает документы, значит, он у нас и работает. А потом я узнал, что она подписывала документы и в "ESS SUPPORT SERVICES". Это легко проверить, если просто провести сверку документов, – разводит руками Мурат Турысбеков. Выступление и наказание

Госорганы, в которые он уже обращался, – областные инспекция труда, департамент полиции и прокуратура – серьезных нарушений не выявили, но, как подозревает Турысбеков, не особо искали.

Поэтому с просьбой проверить иностранцев во всех трех компаниях Мурат Турысбеков обратился к министру труда и социальной защиты населения РК Бердибеку САПАРБАЕВУ, но письмо было перенаправлено в Атырау. Опасаясь, что местные власти дело заволокитят и вновь отделаются отпиской о том, что не имеют права проверять финансовые документы и банковские счета компаний, мужчина обратился к нам.

Понимая, что все сроки исковой давности по делу Мурата Турысбекова проходят, мы тоже решили не начинать затяжную переписку с министерством труда, а обратиться напрямую со страниц газеты, чтобы в итоге докопаться до истины.

Бердибек Машбекович, вы уж возьмите дело на личный контроль, пожалуйста! Поднимите старые публикации областной прессы – казахстанские работники этих компаний не впервые жалуются на неравнозначные условия труда и зарплаты. И не только топ-менеджеры. Там трудятся более 4 тысяч казахстанцев. Дворниками, водителями, поварами.

Год назад, например, повара возмущались тем, что готовят все блюда они, а якобы миллионы получают 4 гражданина Индии, которых и на кухне-то редко видят.

Вам ведь из Нур-Султана проще с генеральным прокурором о выемке документации договориться – разберитесь, чего это топ-менеджеры в этих фирмах друг за друга документы подписывают. Нет в Казахстане специалистов, что ли, толковых?

Хотим обратиться также к руководителю управления государственной инспекции Атырауской области Игилику АУБАКИРОВУ.

Игилик Айдарович, что-то ваши сотрудники совсем медленно работают. Ну шутка ли – три месяца 5 человек опрашивали. Ладно, экспат Роберт, который, как выяснилось, только с гендиректором ТОО "Compass Kazakhstan" и видится, но бухгалтеры же постоянно на рабочем месте, их всех за полчаса опросить можно было.

Вы их поторопите там немного – пусть уже скажут, кто такой господин Рам и какие должности он занимает? И где? И, самое главное, что делает? А еще пусть выяснят сразу – кто за Рама работает?

Можно и архивы посмотреть, выяснить – где же в свое время работала Паула Лоуфорт и на каких основаниях документы подписывала? Не исключено, что там и новые иностранцы обозначатся. В конце концов, имеют же сотрудники всех трех компаний право знать, кто ими руководит и руководил.

НУР-СУЛТАН