Казахстанцы умирают от пневмонии, которой еще не придумали названия?

Министр здравоохранения РК Алексей ЦОЙ на прошлой неделе сообщил, что за первое полугодие 2020 года в Казахстане было зарегистрировано 98 546 случаев заболевания пневмонией, а в 2019 году – 63 436. Рост составил 55,4 процента. По его словам, “…в июне 2020 года число зарегистрированных смертей от пневмонии увеличилось в 2,3 раза и составило 628 случаев. В июне 2019 года было 274 случая. …Есть пневмонии вирусные – 7 348, бактериальные – 9 759, это те обычные пневмонии. И есть вирусные пневмонии неуточненные, которые имеют схожие течения с коронавирусной инфекцией – это 39 702”.

То есть “неуточненных” – подавляющее большинство.

Сначала о подобных заболеваниях заговорили в Туркестанской области, затем появились сообщения о появлении их в Мангистауской, Атырауской и Актюбинской областях, а после тревогу забили медики Нур-Султана, Алматы, Караганды и Шымкента.

Тут возникает ряд вопросов. Почему у больных этой коварной пневмонией отрицательные тесты на коронавирус? По мнению специалистов, такое может быть, когда вирус уже опустился из верхних дыхательных путей ниже – в бронхи и легкие. Тогда мазок на тест ПЦР из ротовой полости даст отрицательный результат. Так, может, необходимо взять анализ из бронхов и легких?

Но исследуют ли легкие больных, умерших от этой “неуточненной”, на наличие коронавируса? И проверяют ли всех поступающих с пневмонией пациентов на наличие другой патогенной микрофлоры?

Помнится, в советские времена в некоторых больницах у больных с пневмонией обязательно брали такие анализы. Затем проводили бактериологические исследования в лаборатории. И если возбудителей выделяли, то обязательно проводили исследования на чувствительность их к антибиотикам, сульфаниламидам и лишь после этого назначали лечение.

Между прочим, зачастую вирус сам по себе причиной пневмонии может и не являться. По мнению вирусологов, внедряясь в организм человека, он просто снижает иммунитет заразившегося. Что, в свою очередь, активизирует – “включает” – облигатную микрофлору: стафилококки, стрептококки, пневмококки, гемофилюс инфлюэнце и параинфлюэнце, легионелла пневмофилa и прочую нечисть. Впрочем, не стану утомлять читателей специфическими подробностями. Скажу лишь, что вышеназванные и некоторые другие микроорганизмы могут годами жить в верхних и нижних дыхательных путях людей, не причиняя им никакого вреда. Но едва иммунитет человека ослабеет, как микрофлора начинает бурно размножаться, поражая бронхи и легкие.

А может, причиной этой странной пневмонии являются другие вирусы? Например, MERS?

Группа экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) прибудет в Казахстан для изучения причин роста числа заболевших пневмонией, сообщила глава представительства ВОЗ в РК Кэролайн Кларинваль.

“Я думаю, что пока не надо делать поспешных выводов. Да, с начала июня увеличилось количество случаев пневмонии, и нам поручили разобраться в ситуации. Министерство здравоохранения тоже этим занимается. Эти сообщения привлекли большое внимание со стороны СМИ, но мы, прежде чем делать выводы, должны собрать данные и проанализировать их”, – сказала Кларинваль в интервью сайту ООН.

По ее словам, пока она может только повторить вслед за руководителем программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям Майком Райаном, который считает, что, “скорее всего, это COVID-19”.

По ее мнению, “возможно, какие-то пациенты поздно обратились за помощью и у них есть признаки пневмонии, но мы пока не можем выявить наличие вируса”.

“Нужно также выяснить возможности местных лабораторий, – мы знаем, что порой бывают так называемые ложные негативные результаты. Всё это станет предметом оценки. ВОЗ также направит в страну группу экспертов в области лабораторных исследований”, – добавила представитель ВОЗ, в очередной раз призвав не спешить с выводами.

Главный санитарный врач РК Айжан ЕСМАГАМБЕТОВА на брифинге (КАЗИНФОРМ) сообщила, цитирую: “Если говорить о заболеваемости пневмонией, то в этом году выросла на 55 процентов по сравнению с шестью месяцами прошлого года, в июне рост был в 4 раза”.

И еще, хочется спросить у руководства министерства здравоохранения, почему в Алматы скорая не госпитализирует больных с высокой температурой? У моей кузины имелись все признаки COVID-19, кашель и температура 39,9 градуса, но в госпитализации ей отказали! Сказали, когда станет трудно дышать, тогда и положим в больницу. Наряду с этим врачи настоятельно не рекомендуют заниматься самолечением, а вызвать участкового на дом сейчас – дело весьма непростое.

Хочется надеяться, что казахстанские медики вскоре смогут выяснить природу этой странной пневмонии. Хотя для этого все-таки придется проводить необходимый объем бактериологических и вирусологических лабораторных исследований, а не только тесты ПЦР. Иначе так и будем лечить непонятно от чего. Памятка для пациентов с COVID-19, их родственников и сочувствующих

Когда верстался номер

По словам вице-министра здравоохранения РК Людмилы БЮРАБЕКОВОЙ, причины массового заражения пневмонией в Казахстане станут известны минимум через 2 недели.

“Мы брали пробы у пациентов в 4 регионах. Обнаружены были бактериальная инфекция с такими возбудителями, как стрептококки, стафилококк, энтерококк, а также грибковая.

Мы не обнаружили, что эти пневмонии вызваны вирусами гриппа, парагриппа, но вместе с тем, чтобы получить точные данные, мы пошли на второй этап исследования, который завершится в ближайшие 2 недели”, – заявила Бюрабекова.

АЛМАТЫ