Казахстанцы смогут засудить госорганы в новых административных судах

В этом разбирается корреспондент медиа-портала Caravan.kz.

Для усиления защиты прав граждан в республике будет создан 21 новый административный суд

Об этом сообщил руководитель департамента по обеспечению деятельности судов Наиль Ахметзакиров.

Эти суды совершенно другого толка, нежели существующие суды с таким же названием. Речь идет о новых крупных изменениях в законодательстве и создании в Казахстане административных судов нового типа. Работа по созданию этих новых судов проводится специальной комиссией при Администрации Президента Касым-Жомарта Токаева и находится на его личном контроле.

Руководитель департамента по обеспечению деятельности судов Наиль Ахметзакиров сообщил: «Для усиления защиты прав граждан в республике будет создан 21 новый административный суд. Также с июля 2021 года в республике начнет действовать Административный процедурно-процессуальный кодекс. Кодекс нацелен вывести на качественно новый уровень защиту прав граждан при рассмотрении их споров с органами власти».

 «Модель отдельных судов себя оправдала. Поэтому будут созданы новые административные суды. Они не будут рассматривать дела об административных правонарушениях. Действующие суды по Кодексу об административных правонарушениях будут переименованы с 1 июля 2021 года", – добавил Наиль Ахметзакиров.

"В настоящее время департаментом проводится большая подготовительная работа по введению административной юстиции», - отметил он.

Чем же суды нового формата будут отличаться от привычных всем судов? Все дело в том, что такие суды преследуют сразу несколько целей. Во-первых, установить эффективные механизмы защиты прав граждан при рассмотрении споров с органами власти в вышестоящем органе и суде. Во-вторых, они должны позволить гражданам реально принимать участие в процессе принятия управленческих решений. Ожидается, что при таком подходе механизмы административной юстиции получат высокий уровень доверия у граждан. Планируется, что административные суды будут рассматривать публично-правовые споры без последующей административной ответственности. В них будет действовать только принцип состязательности. Суды обязаны полностью устанавливать все фактические обстоятельства как в пользу государства, так и в пользу граждан. Это существенно разгрузит судебную систему Казахстана.

По словам руководителя проекта, GIZ (Германское общество по международному сотрудничеству), осуществляющего поддержку правовых и судебных реформ в Центральной Азии Йорга ПУДЕЛЬКА: «Такие новые административные суды будут отличаться от тех административных специализированных судов, которые сейчас есть в Казахстане. Дела об административных правонарушениях останутся в ведении судов по административным нарушениям. Для них уже существует вариант названия – суды по правонарушениям. А дела административной юстиции будут рассматриваться в создаваемых сейчас административных судах».

Идея создать такие суды была почерпнута из европейской практики работы подобных органов таких стран, как Франция, Германия, Нидерланды, и других. Такие суды уже созданы в странах Балтии и в некоторых странах СНГ.

А как там у них?

В международной практике разбирательство публично-правовых споров зачастую происходит в самостоятельных судебных органах. В Германии административная подсудность является одной из пяти самостоятельных подсудностей (административная, финансовая, социальная, трудовая и общая подсудности). Административный процесс урегулирован в отдельном от ГПК (Гражданско-правовой кодекс) Административно-процессуальном кодексе (АПК) Германии. В настоящее время в ФРГ существуют 52 административных суда в качестве судов первой инстанции, 14 высших административных судов земель в качестве судов второй инстанции. Самый крупный административный суд Германии - это административный суд земли Берлин, который всегда рассматривает споры в тех случаях, когда юридический адрес ответчика находится в Берлине. В их компетенцию входит, главным образом, обжалование решений административных судов, а также возможность в некоторых случаях действовать как суды первой инстанции. В качестве верховного суда по административным делам действует Федеральный верховный административный суд в городе Лейпциге. Он в основном занимается ревизиями решений высших административных судов земель ФРГ. Все публично-правовые споры, не относящиеся к категории конституционно-правовых, рассматриваются в административных судах, если только федеральный закон не относит эти споры к другой юрисдикции.

Так, например, согласно закону о содержании ресторанов и гостиниц следует право гражданина требовать от государства выдачи разрешения на содержание гостиницы или ресторана, если имеются соответствующие условия и предпосылки для занятия этим бизнесом. И соответствующий госорган как носитель государственной власти обязан выдать такое разрешение. Поэтому такой спор является публично-правовым и относится к ведению административных судов. Значительная часть споров, рассматриваемых такими судами, касается права иностранцев и права предоставления политического убежища. В частности, если иностранцу вдруг отказывает посольство Германии в получении визы, то этот человек может спокойно отправиться в административный суд и добиться своего, то есть получения визы.

Типичными публично-правовыми спорами являются и вопросы в области строительного права, а также в других сферах гражданской деятельности. Всего административными судами в Германии рассматривается 140 тысяч дел в год! Это довольно много и свидетельствует о важной роли таких судов в Германии.  

 Во Франции административные суды рассматривают дела против государственных органов, в том числе против национальных ветвей власти и госорганов, региональных департаментов, муниципалитетов, общественных и административных служб (например, споры, связанные с выполнением государственных заказов). Он также рассматривает прямые налоговые споры, трудовые контракты государственной службы и дела, связанные с депортацией иностранцев и их права проживания. Решения французских административных судов могут быть обжалованы в апелляционном административном суде. И речь здесь идет также о рассмотрении десятков тысяч дел в год.