Казахстанцы прикоснулись к тайне тысячелетнего магического мира

Тайна надписей магического зеркала

В экспедиции краеведы нашли бронзовую полусферу. Одна из ее сторон была покрыта загадочными иероглифами.

– Выяснилось, что это – так называемое магическое зеркало, – пояснил руководитель краеведческого общества “Прииртышье” Марат САСАНОВ. – Оно получило большое распространение в Китае благодаря своей интересной особенности. Если выпуклой гладкой стороной такого зеркала поймать солнечный зайчик и направить его на стену, то в отражении начинают проецироваться символы, выбитые на обратной рельефной стороне. До сих пор ученые не могут объяснить, каким образом изображения проецируются сквозь металлический сплав.

Зеркало, которому около 1 000 лет, было найдено на месте древнего поселения в 20 километрах от Семея.

Увы, сегодня невозможно увидеть магию проявления иероглифов, проступающих сквозь бронзу. Дело в том, что в центре зеркальной сферы пробито отверстие, которое не позволяет солнечному лучу сконцентрироваться. Краеведы предполагают, что зеркало могли продырявить, чтобы использовать его в виде шайбы для самодельной гайки. По мнению же краеведа Александра ДОЛГУШЕВА, поверхность могли повредить в ритуальных целях. Нередко подобные предметы клали в могилу. Еще больше вопросов вызывают надписи на этом магическом зеркале.

– Исполнение таких зеркал бывает разное, чаще всего на них выбивали изображения драконов, различных животных или орнаменты. В нашем случае нанесен текст. Но, к сожалению, переводчики, к которым мы обратились с просьбой перевести надписи, не смогли этого сделать. На зеркале выбиты дореформенные иероглифы, – посетовал Марат Сасанов и выразил надежду, что когда-нибудь удастся найти специалиста по древней китайской письменности, способного пролить свет на загадку магического предмета.

Свист из XIX века

Сколько живущих в XXI веке людей могут похвастаться, что слышали свист городового XIX века? Это удалось тем, кто побывал в краеведческой гостиной в последние дни 2019 года. Хотя удовольствием это назвать сложно – пронзительный оглушающий свист не предназначен для закрытых помещений – городовые свистели только на улице.


Свисток городового оглушил любителей истории

– Мы проверяли: в степи звук этого свистка слышен на расстоянии двух-трех километров, – подчеркнул Марат Сасанов, продемонстрировавший силу звучания старинного приспособления.

Найденный свисток необычен. Более поздние образцы делались из свинца, а находка краеведов выполнена из бронзы. Отыскать редкий предмет удалось в уникальном месте, которое проступает из-под воды всего на неделю один раз в году.

– Примерно в 70 километрах от Семея, на пересечении былых оживленных торговых путей, располагался Шульбинский форпост. Сейчас он затоплен водами водохранилища ГЭС. В начале апреля уровень воды резко снижается, и на 7–10 дней оголяется старое поселение. Это уникальная возможность приехать и поискать что-нибудь интересное, – признается Марат Сасанов.

Парфюм, табак и звон монет для плотника

– Так случилось, что я живу в доме, когда-то принадлежавшем одному из известных восточноказахстанских краеведов начала XX века Федору Белослюдову, – рассказал руководитель общества “Прииртышье”. – Дом старый, пришла пора делать ремонт, в том числе вскрывать пол. Он оказался двойным, между нижним накатом и верхними досками был засыпан слой шлака. Естественно, я не удержался, решил прозвонить металлоискателем. И не зря. В результате я нашел под полом 22 монеты 1845 года.

Монеты в хорошем состоянии – незатертые и без окислов. Находка достаточно редкая. А если нашедший их человек не просто нумизмат, а любитель истории, то они еще и путь к решению каких-то исторических загадок.

Помимо монет краевед нашел под полом деревянный мундштук с остатками фирменных папирос, промаркированных штампом с двуглавым орлом, и бирку от дорогущего парфюма – одеколона знаменитой Кёльнской мануфактуры с оттиском имени Иоганна Марии Фарины.

В 1709 году итальянец Фарина начал в немецком городе Кёльне выпускать одеколон. Стремительно вошедшей в моду “водой из Кёльна” пользовались члены британской королевской семьи и русские цари. К слову, именно в России парфюмеры решили доработать парфюм Фарины, добавив в него три эфирных масла – бергамота, лимона и нероли. Так появился знаменитый “Тройной” одеколон.

– Меня удивляют эти находки. Неужели плотники, которые в середине XIX века настилали пол в доме, были настолько богаты, что ходили на работу с полными карманами монет, могли себе позволить курить не самокрутки, а фирменные папиросы и пользоваться дорогим парфюмом? – задается вопросом Марат Сасанов. – Но, видимо, эту загадку разгадать не удастся.


Находки краеведов

Тысячелетний полет стрелы

Помимо этого краеведы рассказали о старинном фотонегативе, благодаря которому удалось распечатать снимок водной переправы через Иртыш конца XIX века, о белогвардейских погонах, спрятанных столетие назад в мусорной яме, а также о мортирной бомбе и колокольчиках ямской конной упряжи. В числе находок – каменный наконечник стрелы. Возможно, это не самый зрелищный предмет, но, по мнению краеведов, очень символический. Он был найден на территории старинного поселения на фундаменте бывшего саманного дома.

– Каким образом предмет эпохи неолита мог оказаться на останках здания более поздних эпох? Мы попытались реконструировать события, и у нас выстроилась такая версия: примерно 5 тысяч лет назад человек охотился в горах Кокентау. Он пустил стрелу, но промахнулся, и она улетела в неизвестном направлении. Здание казахстанской тюрьмы, где сидел Достоевский, могут снести до основания

Наверняка охотник искал ее – ведь попробуй сделать новый наконечник из кремния – но не нашел. Так стрела пролежала около 5 тысяч лет, пока в этих местах не начали ставить свои жилища кочевники.

Замешивая саман, они не заметили наконечника. Так он попал в стену еще лет на 200. Но время не стояло на месте, дом разрушился, саман размыло, и тут его нашли поисковики-краеведы. Охотник запустил стрелу 5 тысяч лет назад, она пролетела сквозь время, и сейчас этот наконечник находится у нас. Такова символичная судьба некоторых вещей, которые смогли проделать путь сквозь эпохи, – констатировал Марат Сасанов.

Семей