Казахстанцы предпочитают базары, а не супермаркеты: в чём проблема

Рынки или супермаркеты? Казалось бы, ответ очевиден. В супермаркетах качество обслуживания лучше, ассортимент не зависит от сезона. Однако сами ритейлеры отмечают, что каждодневные мелкие покупки казахстанцы совершают в ближайшем супермаркете, а для пополнения запаса продуктов едут на базар. Статистика это только подтверждает.

В прошлом году наибольший объём розничной торговли пришёлся на малые компании: 10,1 трлн тенге. Следом идут крупные (3,9 трлн тенге) и средние (1,8 трлн тенге) предприятия.

И это, несмотря на то, что на рынках часто отсутствует информация о происхождении товара, не выдаются фискальные чеки, и санитарные условия оставляют желать лучшего. Супермаркеты хоть и лидеры по комфорту и удобству, но казахстанцам милее базары. Сложился определенный стереотип – супермаркеты нас заставляют тратить больше. Во-первых, сам товар, по мнению большинства казахстанцев, в магазинах стоит дороже. Во-вторых, все знают о том, какие там есть уловки, чтобы обхитрить потребителя. Это и цветные ценники «со скидками», всякая завлекательная мелочь у кассы. А значит, надежней покупать на «честном» рынке. Представители ритейла обсудили эти факторы на 18-м Конгрессе евразийской торговли и пытались найти способ переломить ситуацию.

«Мы стараемся быть удобными для покупателей, работаем в регионах. Но от ожидаемого результата отстаем. Доходы населения, может, и растут, но люди не так заинтересованы в магазинах. Открываем супермаркеты, цены невысокие, условия прекрасные, но ментальность покупателя заставляет его идти на базары. Какие-то условности не позволяют ритейлу развиваться. Покупателям пока еще нужна категория B, C - грязные базары, мелкие магазинчики. Это некая ментальная особенность Казахстана, которая сдерживает развитие. Думаю, ритейл нужно штамповать, идти бульдозером по условностям. Тем более у нас больше 60 магазинов, и мы уверены, что пробьем ментальную стену покупателей», - считает Андрей Подданец, основатель торговых сетей INMART в Казахстане.   

Компания появилась в Казахстане 2017 году, и ее бренд относится к эконом-сегменту, и работает в формате «магазины у дома». По словам руководителя INMART, условия в которых компания работает, крайне сложные.

Казахстанцы переплачивают за покупки в торговых сетях республики более чем в 6 раз: что происходит

«Мы прозрачные, и нас со всех сторон проверяют, к тому же мы сталкиваемся с отсутствием кадров», - отметил он.

То, что между рынками и ритейлом не равные условия конкуренции, заметил и управляющий директор группы компаний «Меломан» Игорь Василюк. К тому же есть и другие негативные факторы, влияющие на уровень продаж.

«Мы находимся на одном и том же рынке. И 2022-2023 годы характеризуются тем, что на рынке происходило несколько неприятных событий. Это инфляционные процессы, волатильность российского рубля (при нашей близости границ нам нужно это учитывать), заемные деньги стали дорогими (ставка 19 % годовых – это очень много, два года такие же деньги стоили в районе 12-13 %). К этому добавились изменения логистических маршрутов. К примеру, нам европейский поставщик отказался везти товар через Россию, и сразу время доставки увеличилось с 2 недель до 24 дней. Наше государство тоже «помогает» - разбалансированные действия наших министерств и ведомств, начиная с регулирования стоимости товаров. Предпринимателям постоянно приходится доказывать свою честность перед органами. Даже если в цепочке поставок оказывается нерадивое предприятие, это уже накладывает на нас отпечаток и дает право подать на нас в суд.  Кроме того, по нашим данным, порядка 190-200 тыс человек уехали на заработки в другие страны, поэтому у нас большие проблемы с кадрами. В этом году мы не открыли ни одного магазина. Что касается фудритейла, то, на мой взгляд, в следующем году ему придется выживать. Если раньше мы говорили о том, что не хватает качественных торговых площадей, то сейчас города Казахстана ими насытились и теперь идет повышение качества трафика. К тому же пригляда за фудритейлом со стороны государства больше».

Представители ритейла считают, что ко всем объектам торговли должны быть единые требования, нормы и правила. И это касается не только базаров, но и мелких онлайн-магазинов. По мнению большинства участников конференции, базары и маленькие магазины находятся не в рыночной плоскости, им выгодно работать в «темную», государство «теневой» рынок никак не пресекает, всё это тормозит развитие современных форматов торговли.

«Секрет развития торговли – единый подход и единые требования ко всем участникам. Дальше рынок сам расставит все на свои места.  Живой пример. Все знают про iPhone 15, официальный старт продаж в магазинах Sulpak завтра. Юмор заключается в том, что в онлайн-магазинах уже есть огромное предложение iPhone 15. Вопрос, как они сюда попали, если официальные каналы поставок начнутся только завтра? По нашим оценкам порядка 5 тыс. устройств уже было реализовано. Нужно навести порядок в онлайн-сфере, это позволит собрать порядка 12 млрд тенге дополнительных налогов и даст большой толчок современной рознице», - высказал свое мнение генеральный директор компании Sulpak Дмитрий Провкин.

Другого мнения придерживается основатель и совладелец крупнейших моллов "Апорт" Дмитрий Ревин:

«Города Казахстана разные, больше половины товарооборота происходит в Алматы. Не могу сказать, что насыщение качественными торговыми площадями в Казахстане уже наступило. Равновесие должно наступать при 350-600 кв. метров на тысячу жителей. Однако в Астане сегодня 650 кв. метров торговых площадей на тысячу жителей, в Киеве - 620 кв. м, в Варшаве и Стамбуле - 650 кв. метров. В Алматы – 400 кв. метров, при этом две третьих оборота происходит на базарах. Следует заметить, что в 2007 году 95 % торговли происходило на базарах, сегодня 62 % промышленной рознице происходит на базарах, 68 % продовольствия реализуется на базарах. Каждый год современные форматы забирают от рынков 5 % объема торговли. Перспективы на ближайшие 10 лет достаточно хорошие. Потребитель должен голосовать кошельком, делать покупки там, где ему комфортно и качественно. Понятно, что силком навязывать потребителю тот или иной формат бессмысленно. Сделайте классный проект, с бесплатными туалетами и парковками, с отличным ассортиментом и подарки дарите гостям - и вас будут любить жители и гости. Если в современном формате «ультрафреш» продукты уже давно не «фреш», то почему люди должны там что-то покупать? На базаре огромный ассортимент, сотни поставщиков, которые знают каждый фрукт и овощ. Так уж сложилось, что рядом с моллами «Апорт» всегда находится какой-то крупный базар. Мы - за рыночную конкуренцию».