Светлана описала историю, как она заплатила налог на мотоцикл.
«Все смеются, но смешного мало, - пишет Светлана. – Когда-то у моего отца был мотоцикл, который украли в 2000 году. Мы тогда написали заявление в милицию, они (милиционеры. - Авт.) поехали, сняли отпечатки и напрямую моему отцу сказали, что не найдут мотоцикл».
И, правда, не нашли.
«Прошли годы, - делится Светлана, - и вот три последних года приносят нам извещение о налоге на транспорт - тот самый мотоцикл. Мой отец пошел с этим извещением к участковому, на что ему ответили, что за сроком давности ничего уже не осталось, все давно уже, скорее всего, утилизировано. Мы успокоились».
Как оказалось, зря. Дальше история завяжется в такие узлы!
«В июле этого года папа умер, и снова приходит извещение о налоге, - рассказывает Светлана. - Идём с ним в налоговую, там говорят: платите, и все! Идём в ГОВД за справкой о краже мотоцикла, там говорят, срок давности 20 лет, никаких бумаг об этом нет, и в компьютерной базе нет, так как в то время её не было ещё».
Что вы думаете? Налог на мотоцикл Светлана оплатила!
«Нам в налоговой сказали, заплатите, иначе долг расти будет, ещё больше попадёте на деньги, - поясняет Таланова. - Заплатили. Поехали в автоцон снять мотоцикл с учета, там говорят, вступайте в права наследства, потом мы снимем с учёта ваш транспорт. Но извините, какое наследство, на какой транспорт, его давно украли!».
Но факт кражи некому подтвердить.
«В итоге мы заплатили 16 тысяч тенге налога, теперь в нотариусе за услуги оплатить нужно будет около 10 тысяч тенге. Я отказалась от наследства в пользу мамы, в наследство вступит она, - поясняет Светлана. – Далее надо еще техпаспорт оформлять на мою маму, и тоже за определенную сумму. У меня нет ни мотоцикла, ни наследства, а я должна платить просто так деньги? Кому и за что?».
Почему семнадцать лет подряд налоговики не вспоминали об украденном у отца Светланы мотоцикле, а потом он вдруг всплыл откуда-то в их базах, никто ни в одном из госорганов не пояснил. Да и разбираться, есть транспорт, нет транспорта, никто не стал, несмотря на оббитые Талановыми пороги кабинетов. Выставили вам счет, проплатите, потом разбирайтесь, сколько угодно!
Обещали, кстати, помочь хоть как-то полицейские.
«Вопросы по налогам, то есть по выставлению налога на транспорт, не входит в компетенцию органов внутренних дел, - прокомментировали ситуацию в департаменте полиции Кызылординской области. – Но в вашем случае департамент полиции может вам оказать помощь в предоставлении справки о наличии либо отсутствии транспортного средства».
Но тут возникают вопросы. Налог начислен еще на отца Светланы. И справку о том, что его мотоцикл украли, полиция выдать не может, нет в архивах дела о краже. Если мама Талановой вступит в права наследства, то автоматически будет выдана справка о том, что мотоцикл у неё есть. Но его нет. И какая тут от полиции помощь?
И случай-то со Светланой Талановой, когда налог начислен на то, чего нет, как оказалось, не единичный. Под постом Светы все появляются записи о других историях. Вот что пишет, например, пользователь "Фейсбука" Мурат Исламов:
«В 2003 году отец продал машину по доверенности. В 2011-м его не стало, но в этом году летом приходит извещение о налогах на имя отца. В наследство на этот автомобиль, естественно, никто из нас не вступал, его у нас нет. В автоЦОНе сказали: надо собраться всем детям покойного и вступить в наследство. Поехал в «ГАИ», там мне сказали, что на покойного налоги не должны начисляться, идите и добивайтесь правды. Приехал в налоговую, в здание не пустили, номера свои вывесили, мол, звоните, узнавайте. Подошел к одной их сотруднице, объяснил положение, она сказала, мол, заплатите в этот раз, и я сниму с учёта транспортный налог вашего покойного отца. Я поверил, заплатил 10 тысяч тенге, а осенью мне выставили еще счёт на сумму около 6 тысяч тенге».
И далее посыпалось.
Назым Копбаева:
«Мы тоже заплатили за мотоцикл, который украли, аж 18 тысяч».
Регина Ахметова:
«А ещё лучше платить за машину, которой у тебя никогда не было. Была такая история с мамой. И так она и не доказала ничего. И был суд, правда, онлайн. В итоге все равно, как пенсия поступала, автоматически снимали со счета».
Алима Мананбаева:
«У моих близких похожая история, мотоцикла нет, на кого оформлен, человека тоже нет, умер. Требуют ИИН умершего человека. Так тогда, когда он был жив, ИИНа еще не было. В общем, их футболят, и концов нет...».
Шолпан Шолпан:
«У нас почти похожая история. Отец шесть лет как скончался, а свой москвич разобрал на запчасти еще 15 лет назад. Недавно пришло письмо на имя отца, которого нет на этом свете, с просьбой оплатить налог на транспорт. Налог оплатили. Пошли в автоЦОН, думали, сразу утилизируют, но нет, там сказали, идите оформляйте наследство, только после этого. Нотариусы, к которым мы обращались, получили отказ в оформлении наследства. Теперь сидим, не знаем, что дальше делать».
Сергей Федотов:
«В прошлом, 2019 году заплатил все налоги за старые машины, снял с учета в автоЦОНе, отнес справки в налоговую. А в этом году опять налоги на эти машины пришли».
Акмарал Калиева:
«У нас папа в прошлом году тоже заплатил налог за мотоцикл, которого 40 лет, как нет. Беспредел полный в налоговой. А прикол в том, что в этом году на этот же мотоцикл опять пришел налог».
Индира Амирова:
«Мой папа тоже в том году заплатил налог на несуществующее на нынешний момент авто, в размере около 200 тысяч тенге. А он его продал 20 лет назад, сейчас на свалке лежит оно».
Ким Елена:
«Нашего папы нет уже больше 20 лет, мотоцикл продан в 90-е годы. Получила мама уведомление в этом году на папу - транспортный налог 12 тысяч тенге. Мы все в шоке. Откуда это всё взялось. Сказали заплатить, так как будут и дальше начислять налог и пеню. И что делать в такой ситуации?»
Айнур Ширишева-Байсалбаева:
«Такая же белиберда. В 2007 году машину по гендоверенности продали, и через 13 лет они налоги насчитали. И, спрашивается, где все это время они были? В налоговой столько раз отчеты сдавали, что только проснулись и решили заполнить казну за счёт простого народа? Им говорим, что нет машины, продали уже давно, но нет, оплатите. Штраф еще с 2014 года насчитывают, короче, без толку с нашими бороться, все через …опу у нас, оплатили, с учёта сняли, пусть теперь, кто купил, ищет нас, сам виноват, что не переоформил».
Наташа Ляпина:
«У нас дедушка умер 15 лет назад, дом свой еще при жизни продал, а ему налог на землю принесли. Я и спросила в налоговой, что с покойников за землю на Белькуле (местное кладбище. – Авт.) тоже будете брать, платить ежегодно?».
Алия Сержанова:
«В прошлом году пошла за справкой, что не должна по налогам, и там такой сюрприз ждал меня неприятный! На меня аж шесть чьих-то объектов недвижимости записаны! Столько нервов и времени потратила, это ужас какой-то, еле отвязалась».
И неприятно, что под всеми этими историями полно совсем не патриотичных отзывов о нашей стране и её чиновниках:
«Вот так вот, мыслимыми и немыслимыми способами пополняют бюджет!»
«Казна настолько опустела, что делают деньги буквально из воздуха?!»
«Идиотизм и бюрократия».
«Боратстан!»
«Страна чудес!»
«У нас в КZ всё возможно, и смех и грех»
«А люди еще на Бората обижаются…»