Казахстанцы не справляются со своими лифтами: помогут ли узбекские предприниматели

В вопросе разобралась корреспондент медиапортала Саravan.kz.

Ни для кого не секрет, что лифтовое хозяйство, так же, как и лифтовая индустрия в республике, давно и печально оставляют желать лучшего. Проблема старых лифтов, которые давно отслужили свой 25-летний срок, периодически дает о себе знать, однако вопрос продолжает зависать в воздухе. Причем, как в прямом, так и в переносном смысле. И это уже не шутки – количество смертельных несчастных случаев, связанных с неисправностью лифтов в домах, продолжает увеличиваться. Так что, скорее всего, без серьезного вмешательства извне здесь обойтись не удастся. Наверное, поэтому не случайно ОЮЛ «Национальная ассоциация лифтовиков Казахстана», воспользовавшись моментом присутствия на двустороннем бизнес-форуме, обратилась за помощью в данном вопросе к узбекскому ООО «Технопарк»

Дело в том, что, хотя статистика вот уже на протяжении нескольких лет называет одни и те же цифры, а именно, что в республике «каждый пятый лифт требует замены, как и почти четыре тысячи подъемных лифтовых механизмов», суть проблемы остается на прежнем уровне. Разве что ухудшаясь вот уже на протяжении почти 12 лет – то есть с тех пор, когда в Казахстане было отменено лицензирование компаний, устанавливающих и ремонтирующих лифты. Что вылилось в приход на рынок непрофессионалов и поступления оборудования с непроверенных «левых» заводов из Турции и Китая. К слову, из КНР за все это время, опять же, согласно статданным, в Казахстан было завезено почти 70 процентов всех установленных лифтов. В том числе и в новостройки. Но которые тем не менее приходили без всякой гарантии. Как следствие, повторим, участились несчастные случаи, за которые, как ни странно, никто так и не несет никакой ответственности.

Между тем в стране в наличии три предприятия, которые выпускают лифтовое оборудование. Это Акмолинский лифтостроительный завод «Auxe», ТОО «LGS Kazakhstan Elevator Croup» и «Алматылифт». То есть в республике можно было бы производить до двух тысяч лифтов ежегодно, самостоятельно закрывая основные потребности в лифтовом оборудовании, которые сегодня не превышают пяти тысяч. Но – не сложилось.

По мнению специалистов, усугубляет ситуацию и то, что контроль над решением вопроса передали местным исполнительным органам, у которых как не было, так и нет ни соответствующих специалистов, ни штата сотрудников для этого. Ну, а акиматы поспешили все «свалить» на кондоминимумы. Тогда как жильцы, понятное дело, абсолютно не в состоянии решить самостоятельно столь глобальную проблему. Как и то, что из примерно 250 существующих компаний, обслуживающих лифты, по-настоящему профессиональными, то есть имеющими необходимый аттестат в области промышленной безопасности, а также соответствующими национальному стандарту, в республике можно назвать не более 50.

Теперь, судя по всему, может появиться хоть какая-то надежда на то, что вопрос сдвинется с мертвой точки. Потому как одним из важных событий упомянутого форума стало подписание многочисленных соглашений, в числе которых – меморандум о казахстанско-узбекском сотрудничестве в сфере лифтовой индустрии.

Почему немецкие компании задумываются о бегстве из Казахстана в Узбекистан

"В рамках форума мы подписали меморандум о сотрудничестве, который включает создание совместного казахстанско-узбекского предприятия по производству лифтов. Мы также договорились о создании диспетчерского центра для диагностики лифтового парка Казахстана, и разработке единых стандартов и технических регламентов, которые повысят качество услуг в лифтовой отрасли", - подтвердил президент ОЮЛ «Национальная ассоциация лифтовиков Казахстана» Ержан Игибаев.

В ответ на это генеральный директор ООО «Технопарк» Сарвар Ахадов заявил, что они рады «поделиться своим опытом с казахстанскими партнерами в области организации производства лифтов и систем диспетчеризации по европейским стандартам».

"В ближайшее время мы определим объемы и площади для начала производства. Промышленная кооперация в нашем регионе имеет огромный потенциал благодаря взаимной зависимости в логистике и поставках комплектующих. Так что – да, сегодня мы подписали соглашение о производстве лифтов в Казахстане", - заключил представитель узбекского бизнеса.

Астана