По информации Института парламентаризма, за годы независимости в Казахстане приняли в общей сложности 300 отдельных профильных законов, 50 тысяч нормативных правовых актов (НПА) и несколько тысяч законов о внесении изменений и дополнений в действующие. При этом большинство документов подвергаются правке чаще одного раза в год, а иногда корректируются каждый месяц, пишет газета "Время".
"Вы посмотрите: у нас кодексы не успеют просохнуть, не успеет начаться их применение, как туда уже вносится изменение! - перечислил недостатки законов бывший сенатор, а ныне директор Института парламентаризма Канатбек САФИНОВ. - Стабильности нет, а отсюда вытекает проблема в нормотворчестве, когда один закон противоречит другому закону. А законы у нас принимаются быстро.
Зарегулировано все, даже законы по игрушкам есть, которые, возможно, не соблюдает никто! Про пчел есть законы! Вы представляете, 50 тысяч НПА в стране. Их половину даже никто не знает! Отсюда вытекает и третья проблема - сомнительная эффективность принимаемых законов".
Далее Сафинов привел простой пример:
"В 2017 году был принят Кодекс о недрах и недропользовании. Выступавший министр презентовал аукционную систему, мы все поддержали, потому что он сказал, что будет бурный рост инвестиций в недропользование. В итоге только в 2020 году они ввели электронный аукцион, то есть три года, по сути, ничего не делали!
В моем понимании, когда законопроект вносится, там должны быть критерии, по которым депутаты отследят эффективность принятия решения, и перечисление, что должно исполнить должностное лицо и в какие сроки. И у депутатов должно быть право вызвать члена правительства, спросить, как он исполнил закон. А если не исполнил, то выйти на главу государства с тем, чтобы такого члена правительства сняли с работы!" - посоветовал экс-сенатор.
Правительству высказали и другую претензию: парламентарии на свои законопроекты ждут заключения кабмина по полгода и больше. Вот почему, сетуют они, в прошлом году из 150 принятых законов только 12 были депутатскими, остальное все - "заслуга" правительства. Причем некоторые из прошлогодних парламентских проектов до сих пор на согласовании в правительстве. Это в Сенате назвали настоящей бюрократией.
В верхней палате парламента считают, что нестабильность законодательства - очень нехорошая тенденция. Из-за частых и хаотичных правок законов граждане, да и сами чиновники, не могут понять, не нарушают ли они требования. В результате снижается мотивация соблюдать нормы.
Сафинов предложил ввести ограничение на правку законов. Например, изменения в кодексы вносить не чаще одного раза в год.
Сейчас госорганы штампуют законопроекты, стремясь как можно скорее выполнить президентские поручения. В итоге в Мажилис попадают сырые законопроекты, которые должны быстренько пройти через конвейер парламентских чтений. Но некачественные законы не могут адекватно применяться и исполняться. Из-за этого приходится сразу вносить новые корректирующие поправки...
И тут вице-министр юстиции Алма Муканова поведала: сроки законотворческого процесса - да будет всем известно - с недавних пор сократили в два раза в целях его дебюрократизации. В частности, исключен этап разработки проектов концепций. Кроме того, на портале "Открытые НПА" проекты документов размещают без предварительного согласования с минюстом и мининформации. Больше нет экспертизы документов перед внесением в аппарат правительства, а сроки проведения научных экспертиз перед внесением в парламент унифицированы до 15 рабочих дней. Теперь главное, чтобы разработчики законопроектов были не только проворными, но и чуточку более добросовестными, подытожили авторы.