Представители Оренбургской региональной казахской национально-культурной автономии в стремлении уберечь собственную идентичность от веяний глобализации действуют сразу в нескольких направлениях, передает Caravan.kz со ссылкой на газету «Оренбуржье».
Как сообщило издание, у ОРКНКА в планах этим летом открыть казахский этнографический лагерь. Уже готово помещение, решен вопрос с организацией питания, есть педагоги и познавательно-развлекательная программа, ребятня в предвкушении.
В автономии, которую поддерживает фонд «Байтерек», хорошо знают, кто активно участвовал в жизни национально-культурного сообщества, изучал родной язык, выступал на концертах, побеждал в конкурсах. Так, этой весной первое место на всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» в Москве занял шестиклассник из оренбургской СОШ № 85 Султан Тюякбаев. Его проект назывался «Домбра – вечная спутница казаха».
Победа Султана – повод для гордости, как и достижения других талантливых и мотивированных ребят. На базе ОРКНКА уже шестой год действуют четыре направления дополнительного образования: курсы казахского языка, уроки игры на домбре, кружок по изучению истории и национальных традиций и кружок рукоделия, где можно освоить национальные ремёсла – валяние войлока, ткачество. Программы обучения одобрены Министерством образования.
Почти 60 человек учатся играть на домбре, это казахский народный двухструнный музыкальный инструмент с длинным грифом. Уроки ведёт Айгерим Бижанова. В 2010 году она переехала в Оренбург из Актюбинска. Здесь Айгерим Нурлановна создала детский инструментальный ансамбль «Байтерек».
Начиналось всё с нескольких ребят, детей активистов автономии, которые хотели бы, чтобы их потомки были ближе к национальной культуре. В ансамбле ребята не только учатся играть на домбре, но и поют народные песни на родном языке.
«Ребята все русскоязычные, – говорит Айгерим Нурлановна. – Поэтому мы сначала учим наизусть текст песни, переводим, чтобы дети понимали, о чём эти стихи. Потом разучиваем мелодию и соединяем с текстом. Исполнение может быть и многоголосым. Затем осваиваем инструментальную партию, учимся играть ансамблем, добавляем голос и репетируем снова и снова».
За эти годы исполнительское мастерство оренбургских домбристов значительно выросло: как гвоздь программы их приглашают на различные крупные концерты. А приезжающие в Оренбург казахстанцы, глядя на них, восхищаются да диву даются.
Похожая история и у народного казахского ансамбля «Шашу» из Орска. Коллективу 32 года, однако лишь с 2018 года ансамбль значительно расширил географию выступлений, что привело к новым победам на крупных фестивалях национальных культур от Санкт-Петербурга до Махачкалы.
В Оренбуржье есть ещё один коллектив с названием «Шашу» – детское этнографическое объединение в селе Буранчи Беляевского района. 98 процентов населения села составляют казахи, так что запрос на передачу подрастающему поколению любви к родной культуре и традициям, высокий. В прошлом году коллектив отметил 20-летие.
Президент фонда «Байтерек» Жанабай Балабаев и его супруга, директор фонда Оксана Балабаева поддерживают мероприятия и начинания, на которых оренбургские казахи могут друг друга вдохновлять и укрепляться в ощущении собственной колоритности, самобытности. Какое-то время назад в Оренбурге не было ни одного танцевального казахского коллектива. Родители не знали, куда отдать ребёнка, чтобы изучал национальные танцы. Вскоре появился ансамбль «Тумар».
«В том, насколько дети полюбят родную культуру, традиции и язык, большую роль играет женщина, – размышляет Оксана Балабаева. – Именно женщина, хранительница домашнего очага, создаёт ту или иную атмосферу в семье, задаёт тон. Как мать воспитает детей, такими они и вырастут. Научит соблюдать традиции – будут соблюдать и передадут это уважение следующим поколениям».
Чтобы оренбургские казашки воспитывали детей в национальных традициях, они и сами должны хорошо их знать. Для этого при автономии организован женский клуб. В нем уже 120 участниц. Онлайн можно поддерживать связь постоянно, а дважды в месяц проходят очные встречи. Оренбурженки разучивают старинные народные песни, которые хорошо знали их бабушки, разбирают тот или иной обычай или обряд, сравнивают особенности его проведения в разных территориях региона.
«Возьмем обычай кыркынан шыгару – праздник сороковин. Это первый выход ребенка в свет, так как до 40 дней младенца видят только близкие родственники, – разъясняет Сания Альжанова, преподаватель истории и традиций казахского народа при ОРКНКА. – В некоторых регионах для исполнения ритуальных действий приглашается одна женщина, а где-то три: одна сбривает малышу волосы, другая купает в ванночке с серебряными монетами, третья состригает ногти. Все действия имеют символическое значение и направлены на безопасность малыша и его будущее процветание. Но независимо от того, одна женщина или три участвуют в исполнении обычая, требования к ним едины: плодовитость и добрая репутация. По обычаю, сбритый на сороковины клочок волос через год принято сжигать, но современные родители предпочитают оставлять его на память. Раньше на этот праздник приглашались только женщины, в наше время вместе с ними приходят и мужья».
«Когда мы общаемся с казахстанцами, они нас хвалят, говорят, у нас в Оренбуржье национальные казахские традиции сохранились лучше, ближе к тому, как было в старину, – делится руководитель проектов автономии Гульнара Аманова. – У них, особенно в крупных городах, уже многое осовременено и упрощено».
Быть казашкой – целая наука, шутят участницы клуба. На крупных семейных событиях, когда собирается много народа, важно сделать все по правилам. Даже чтобы разлить и подать гостям чай, соблюдая традиции, требуется определенная подготовка.