Спрос есть – торговля идет
Уже сложно сказать, когда именно пиротехническое сопровождение стало неотъемлемой частью празднования Нового года по-казахстански. По ощущениям – последние лет двадцать. Причем традиция эта не умирает и передается следующим поколениям. Цена удовольствия – недешевая, пиротехнические изделия каждый год дорожают. Но пока есть спрос – живо и предложение. На сегодня цена некоторых “огненных игрушек” равна стоимости хорошей стиральной машинки, или нового комплекта зимних шин, или тарифа авиабилета по некоторым международным направлениям. Но когда наш народ кусачие цены останавливали, если речь идет о “хлебе и зрелищах”?
Мы прогулялись по алматинской барахолке, посмотрели, приценились, что нынче продают к празднику и что пользуется спросом. Ассортимент весьма широк, производители – китайские и отечественные. Есть классика – бомбочки, петарды, хлопушки, фейерверки, бенгальские огни и т. д. Залповые салюты, взлетающие на 30–40 метров, покупают, по словам продавца, в основном для крупных мероприятий, на корпоративы. Максимальное число залпов, которое встречалось, – 100.
– Видите ли, местные – они слабые, китайские лучше, – рекламирует свой товар молодой продавец, – они могут взорваться на земле, а эти проверенные, много лет их продаем.
Спрашиваю: есть ли сертификат качества?
– Мы бы так не стояли, если бы не было сертификатов, – отвечает он.
Но ни одной бумаги мы так и не увидели, видимо, стоит поверить торговцам на слово.
Вообще на алматинской барахолке можно приобрести к празднику абсолютно все. Искусственные елки продают на любой вкус (под “снегом”, с золотистым напылением, с гирляндами, шишками) и за любую цену – от 1 500 до 30 тысяч тенге. Самые ходовые елки средней высоты – 120, 130, 150 сантиметров. Среди новинок – польские елки, отличает их особая пушистость веток.
– Разницы нет, они все из Китая, – авторитетно заявил один продавец. Открытием для нас стало то, что стеклянные елочные игрушки – один из символов приближающегося праздника – перестали продавать. Все украшения – из пластмассы, имитирующей стекло. Оказывается, стеклянные игрушки стоят дорого, и везти их из Китая невыгодно, целыми доходят только процентов 30.
Выпил – откажись от фейерверков
Руководитель Центра экспертизы (испытаний) и сертификации пиротехнических изделий в Республике Казахстан Андрей СИЗИКОВ призывает казахстанцев навсегда отказаться от покупки и запуска фейерверков в новогоднюю ночь. Культуры применения пиротехники у людей за все эти годы так и не выработалось. А вопрос безопасности по-прежнему стоит остро – даже от качественной сертифицированной продукции можно пострадать, если использовать не по инструкции.
– Люди стреляют пиротехникой в пьяном состоянии, дети – без контроля взрослых. Стреляют в неположенных местах, где все это может отрикошетить, попасть куда угодно, – отмечает Андрей Сизиков. – Стреляют с балкона, под балконом, под деревьями… Пожар может случиться. Если это палочка – стреляют с рук, потом ладошки, пальцы, глаза травмируются. Там написано, что нельзя стрелять с рук, но разве кто читает... Или при запуске “ракеты” ее за палочку держат, а она с палочкой вместе должна вылетать! В Китае петарды используются, чтобы отгонять злых духов, причем они издают просто треск, это безопасно. В нашем варианте это бомбочка типа светозвуковой гранаты, которая должна обязательно хлопнуть и хорошо вспыхнуть. Надо учить людей не как правильно поджигать салют, а вообще не покупать, потому что это опасно. Проще говоря, ребята, не калечьте себя, не портьте себе праздник, не берите пиротехнику. А если и купили, то вся ответственность ложится на вас, вы должны об этом помнить.
Среди любой, даже сертифицированной пиротехники, где гарантия, что не будет одной бракованной, и где гарантия, что она не попадется именно вам? Качество пиротехники можно определить только тогда, когда она уже стрельнула, но для этого должны соблюдаться правила ее применения. У нас нет даже органа, который бы сравнивал количество ввезенной пиротехники и количество сертифицированной. Зайдите в любую лавку – там 200–300 наименований, из которых сертифицируются только 15–20. Причем опасную, как правило, не сертифицируют, а сертифицируют палочки, петардочки. Кто пойдет на сертификацию? Это достаточно дорогостоящий процесс.
Более того, по словам нашего эксперта, предприятиям, индивидуальным торговцам легче один раз заплатить штраф, чем сертифицировать все наименования ввезенной продукции. Тем более что для многих этот бизнес, как говорится, событийный – продажи идут раз в году под конкретный праздник. Полиция Алматы изъяла у торговцев несколько центнеров пиротехники
Как салют запускают соседи
У наших партнеров по Таможенному союзу – Белоруссии и России – устраивать салюты можно только в специально отведенных местах, где есть условия для использования пиротехники. Правилами предусматривается, чтобы не менее чем в 20 метрах от места запуска не было жилых домов, зданий, деревьев, линий электропередачи, людей. За взрыв пиротехники в общественных местах можно схлопотать приличный штраф. В Казахстане таких специальных площадок нет, поэтому граждане хаотично палят из всех щелей, причем начинают делать это задолго до 31 декабря. Единственное, любители “стрелялок” могут быть привлечены по ч. 2 ст. 436 Кодекса Республики Казахстан “Об административных правонарушениях”, где прописано, что "взрыв специальных и кустарного производства пиротехнических устройств в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах, нарушающих покой физических лиц, установленный порядок и не повлекший причинение крупного материального ущерба", влечет штраф в рамере 10 МРП.
Эксперт предлагает в каждом городе страны определить места для запуска фейерверков, привлечь туда ЧС, пожарных и другие службы и допускать на эту площадку, во-первых, только трезвых граждан, во-вторых, только под наблюдением данных служб. Это бы сильно снизило взрослый и детский травматизм от использования опасных изделий. Пока же самый безопасный вариант – смотреть на пиротехническое шоу, которое ежегодно организуют власти городов, в Алматы это делается на площади Республики.
Также в Казахстане нет регламента, как утилизировать изъятую пиротехнику.
– В России есть механизм изъятия и уничтожения, а у нас изъятую пиротехнику неизвестно, где хранить, и кто ее должен уничтожать, – говорит Андрей Сизиков.
По правилам безопасности пиротехнику уничтожают в водоеме, где замачивают на сутки, потом вытаскивают и утилизируют с бытовыми отходами, размельчают. Ни в коем случае нельзя ее сжигать.
Основной вопрос: кто за это будет платить? Вот и расплачивается наше население своим здоровьем.