Об этом сообщает МИА «Казинформ».
- В этом году принят Административный процедурно-процессуальный кодекс Казахстана (АППК), который в следующем году летом вступит в силу. Мне кажется, это одна из самых масштабных судебных реформ, вообще правовых реформ в Казахстане, потому что фактически создается совсем новая подсудность. Создаются суды, которые будут рассматривать чисто публично-правовые споры, то есть без вопросов административной ответственности и правонарушений. Это общепринятый подход в демократических и правовых государствах Европы, Азии. Также на постсоветском пространстве многие страны уже перешли или еще переходят на эту систему. Если смотреть, то Прибалтика давно перешла. В Украине есть эта система - административные суды, которые рассматривают публично-правовые споры. Весь Южный Кавказ: Армения, Грузия, Азербайджан перешли на такую систему. В Центральной Азии: Кыргызстан - с некоторыми ограничениями, Узбекистан переходит. Поэтому это очень важно, что Казахстан в следующем году тоже переходит на совершенную систему, - сказал он в ходе международного "круглого стола" «Актуальные вопросы модернизации правоохранительной и судебной системы в Казахстане».
По его словам, новизна для Казахстана в том, что впервые суды будут рассматривать публично-правовые споры согласно институционному принципу.
- То есть здесь подчеркивается особо активная роль суда. Это означает, что меньше обязанностей для сторон и, наоборот, больше прав для них, например, чем в гражданском процессе. Здесь действует только принцип состязательности. Для граждан Казахстана это означает, что можно и без правовых знаний и адвокатов осуществлять свои права, так как суды обязаны за их активной ролью полностью устанавливать все фактические обстоятельства, как в пользу государства, так и в пользу граждан. Я очень рад, что удалось это включить в новый АППК. Суд должен содействовать правильному формулированию заявлений сторон. Здесь немножко меняется подход касательно заинтересованности сторон, насколько судья должен быть нейтральным. Судья должен содействовать обеим сторон, правильно защитить и правильно осуществлять свои права, - добавил он.
Йорг Пуделька отметил, что административные акты, которые носят обременяющий характер, должны обязательно содержать обоснования и информацию о том, как их обжаловать.
- Если нарушается это требование, то тогда это сказывается на сроках, которые для граждан остаются для оспаривания соответствующих обременяющих актов. Обязательность досудебного обжалования - это другой важный пункт. Это, наверное, и вклад в разгрузку судебной системы Казахстана. В АККП вводится ряд условий для допустимости разных видов иска и ограничивается проверка административных актов, если речь идет о целесообразности решения административных органов. То есть усмотрение и правильное применение усмотрения госорганами проверяется на то, были ли соблюдены пределы предоставленного усмотрения. А вопросы целесообразности остаются в административных органах и повторной проверке адмсудами не подлежат, - добавил спикер.
Отметим, в Алматы в онлайн-формате проходит международный "круглый стол" на тему «Актуальные вопросы модернизации правоохранительной и судебной системы в Казахстане».