"Казахстан жёстко отстаивает свою суверенную экономику" - экономист Александр Разуваев

Какие достижения казахстанцев в этом году не остались незамеченными на мировой арене? Ситуацию во внешней политике Казахстана обсудили в интервью с российским экономистом Александром Разуваевым.

- Александр Юрьевич, насколько, по вашему мнению, в этом году была насыщенная внешнеполитическая повестка Казахстана? С какими странами РК усилила партнёрство? Как это повлияло на развитие страны?

- Я бы выделил, прежде всего, сотрудничество в рамках Организации тюркских государств, активное участие во всех саммитах. Это, конечно, сотрудничество с Россией и Узбекистаном в газовой сфере, запуск газопровода, транзитом через Казахстан. Я бы ещё отметил, конечно, сотрудничество продолжающееся, и с Китаем, и с Россией, в плане внешней торговли. Если говорить шире о мире, то Казахстан является поставщиком энергоносителей в Европу, частично вместив российские поставки. И, опять-таки, особые отношения с Турцией в рамках Союза тюркских государств и, в целом. Соответственно, год был достаточно успешным в рамках ожиданий, прогнозов. Казахстан поддерживает достаточно высокие темпы экономического роста, что сейчас в мире далеко не везде. Мы знаем, что в Евросоюзе, например рецессия. Я считаю, что год был умеренно позитивным. Отношения Казахстана и России достаточно стабильные, очень доброжелательные, давно сформировавшиеся. Плюс Россия под санкциями, соответственно, финансовый сектор Казахстана в значительной степени используется россиянами как «окно в мир». То есть, в России запущены различные схемы, чтобы обходить санкции, Казахстан это делает. А, если мы говорим о традиционных финансах, конечно, это, прежде всего, Казахстан, может быть частично Азербайджан, по крайней мере, я знаю ребят с московской биржи, которые активно работают с казахстанскими партнёрами. В этом году произошло ослабление, достаточно значительное, российского рубля ко всем основным валютам. Соответственно, Россия получила некоторые конкурентные преимущества по своему экспорту. Но, на самом деле, я не думаю, что это как-то серьёзно повлияло на торговлю. Традиционно считается, что валюты всех стран Центральной Азии, они, в большой или меньшей степени зависят от котировок российского рубля, но, опять-таки, я могу сказать, что год заканчивается. Уже в этом году, серьёзно вырос индекс московской биржи и, я знаю, что инвесторы из Казахстана – дружественная страна, во всех списках ЦБ Казахстан как дружественная страна, и они неплохо заработали на этом росте.

- Как Вы охарактеризуете отношения Казахстана со странами ЕС, США и Китаем?

- Поставки в Евросоюз играют важную роль для Казахстана. Что касается США, отношения достаточно стабильные. Штаты понимают, что Россия и Казахстан - соседи с огромной сухопутной границей, и не требуют от Астаны невозможного. Европа, она, более жёсткая в этом плане, но господин Токаев и его администрация ни в чём и нигде «не прогнулись». Соответственно, можно сказать, что Казахстан жёстко отстаивает свою суверенную экономику. Что касается Китая, это важнейший рынок сбыта для Казахстана, плюс транзит, который занимается, прежде всего, экономикой, и Китай, конечно, в этом плане очень надёжный партнёр. Я не скажу, что там произошли какие-то кардинальные фундаментальные изменения, естественно, Китай как важнейший сосед, остаётся важным партнёром РК.

- Какие глобальные вызовы стояли в этом году перед Казахстаном и его международными партнёрами? Какой итог проведённой совместной работы?

- Казахстан, как и все другие нефтяные державы, сильно зависел от цен на нефть, от действий ОПЕК+. Россия и Саудовская Аравия сокращают добычу, американцы наращивают. Плюс высокие ставки в Америке и в ЕЦБ провоцировали отток с развивающихся рынков, отток капиталов, в том числе с Казахстана. Более-менее удалось всё это дело стабилизировать. Казахстан сохранил очень хорошие отношения с Россией, несмотря на давление со стороны Запада. Ну, и, я бы выделил, конечно, возврат Карабаха Азербайджану. Казахстан всегда поддерживал Азербайджан в этом вопросе, и был важным игроком в закавказских процессах. Соответственно, это очень положительная история. Насколько я знаю, компании из Казахстана примут участие в восстановлении Карабаха, Азербайджан хочет видеть его, в том числе туристическим местом, инвестиции туда, в том числе и из Казахстана, приветствуются. Это очень интересная история, конечно.

- На каких международных площадках Казахстан проявлял особую активность в этом году?

- Я бы выделил, конечно, Союз тюркских государств, все мероприятия и, конечно, Казань, май, Исламский финансовый форум, всегда были представители Казахстана там, но в этом году особенно. Поэтому вот эти две площадки. Надо понимать, что форум в Казани впервые в России в этом году получил федеральный статус. Там были министры, заместители министров, руководство банка России. Соответственно, учитывая, насколько Россия важная страна как торговый партнёр, участие там было просто необходимым. Я надеюсь, что в будущем году конфликт в Украине в какой-то форме завершится, и сотрудничество в рамках ЕАЭС будет идти более тесно. В целом, ЕАЭС изначально – это Беларусь, Россия и Казахстан. Если Армения, по факту, выйдет из Евразийского содружества, она настолько маленькая, ни Казахстан, ни Россия, ни Беларусь не сильно потеряют. А что касается Кыргызстана, он тоже маленький, хотя понятно, что он выходить не собирается. Я думаю, что в рамках евразийской интеграции, прежде всего, этих трёх республик, это будет важнейшая история. Понятно, что с Китаем будет расти любое сотрудничество, но прежде всего, торговый оборот. И, опять-таки, повторюсь, Союз тюркских государств будет более значимой организацией. И не только за счёт действий Турции, но и за счёт действий Казахстана, и, кстати, за счёт действий России. Потому что периодически, не сама Россия, а от России, в Союз тюркских государств вступает Татарстан, так что сотрудничество Астаны и Казани тоже не стоит сбрасывать со счетов.