ИА "REGNUM" опубликовал сводку новостей за неделю, не дающую покоя местным национал-патриотам, которых с каждым годом становится все больше, и которые рьяно рвутся доказать, что не нужны Казахстану "не наши праздники", русский язык, прежние традиции, пришедшие с Советского Союза или с запада, да и вообще, которые считают, что пора бы уже провести "национальную ассимиляцию". По их мнению, проблемами в Казахстане можно назвать все, что они, национал-патриоты, считают проблемами.
И ведь, действительно, если приглядеться, то Казахстан живет в двух плоскостях, в двух реальностях. Одна реальность транслируется по госканалам и из уст чиновников, другую реальность граждане ощущают на себе. И все в стране делится на два. Две столицы — северная и южная, два основных вида валют — казахский тенге и американский доллар, два вида казахов — шала (ненастоящие, городские) и нагыз (настоящие), два вида непримиримой оппозиции — национал-патриоты и ватники (к последним относятся и русские, и все русскоязычные национальности), ну и, наконец, два языка — казахский и русский. И в жизни каждого гражданина страны когда-нибудь наступает время выбора: в какой столице жить, кем быть, в чем зарабатывать и на каком языке говорить.
Начнем, пожалуй, с праздников. Казалось бы, как праздники, какими бы они ни были, могут не угодить? Все прекрасно знают праздник День защитника Отечества, который традиционно люди постсоветского пространства отмечают 23 февраля. Народ Казахстана, как правило, празднует две даты: по старинке, 23 февраля и, в соответствии с новым казахстанским календарем, 7 мая. Лишний повод встретиться с друзьями, провести весело время, но даже на этот счет у национал-патриотов свой острый взгляд.
На минувшей неделе казахоязычный портал Abai. kz опубликовал мнение возмущенных граждан по поводу того, что в стране до сих пор отмечают 23 февраля, хотя СССР уже 25 лет как нет.
- В Казахстане многие еще помнят День Советской армии. В России сейчас это День защитников Отечества. Казахстан не имеет к нему никакого отношения. Конечно, ничего страшного нет в том, что наши отцы и братья вспоминают молодость в рядах советской армии. Но насколько уместно воспевать советскую армию, зная о том, что она причинила много зла нации? Неужели мы забыли, как были наказаны те, кто выступал против советского режима, как были расстреляны алашордынцы, погибли Ляззат, Кайрат… Мы 23 февраля поздравляем друг друга, забывая поздравить наших солдат 7 мая, и это очень обидно. Настало время избавиться от советских пережитков. Построение национального государства начинается с таких малых дел, — говорится в публикации.
Можно с уверенностью предположить, что и на 8 марта сложится примерно такая же ситуация, поскольку праздник этот — пережиток советского прошлого.
Выход же из сложившейся ситуации, касаемый двух плоскостей Казахстана, по мнению казахского политолога Азимбая Гали, есть - это "национальная ассимиляция". Такой довод политолог приводит в статье на казахоязчном сайте qazaqtimes.kz.
- Мы сейчас закончили процесс политической ассимиляции. После обретения независимости Казахстана те, кто не хотел быть гражданином страны, уехали. Теперь нужно проводить языковую ассимиляцию. Нужно, чтобы все говорили по-казахски. Потом можно провести национальную ассимиляцию. Тогда будем всех казахстанцев называть казахами. К примеру, говорить: «Ты казах русского происхождения». Это закономерно, — пишет Гали.
Получается, если ты мечтаешь, чтобы все кругом разговаривали на казахском языке, ты - нагыз, если нет, ты - шала или "полная вата". Так что если казахстанцы не говорят на казахском языке - это проблема. Так даже считает министр образования и науки Ерлан Сагадиев.
- Одна из проблем — дети, которые обучаются в русских школах и не говорят на казахском языке. Для этих школ готова коммуникативная методика, разработанная на новой научной основе. С этого учебного года мы начнем вводить ее в пилотном режиме в отдельных школах. Если все пройдет хорошо, то в 2018 году можно будет ее применить во всех школах. Дополнительно создано мобильное приложение для изучения казахского языка Soyle. kz для сотового телефона, — сказал на прошлой неделе Ерлан Сагадиев.
Не умолчал и о проблеме языка в Казахстане портал Abai.kz.
- Мы ранее писали о том, что команда президента США Дональда Трампа перепутала Казахстан с Кыргызстаном в статье «Проект Трампа: Казахстан или Киргизия?». В поисках ответа на этот вопрос решили обратиться в американское посольство в Казахстане. Однако сначала трубку взяла англоговорящий оператор, затем сотрудник, который говорил на русском языке. Мы отказались говорить на русском, они продолжили разговор на английском. Нам пришлось сделать им предупреждение. Разве оказание услуг на государственном языке другой страны не показатель пренебрежительного отношения к Конституции? И если ты не признаешь язык — значит, не признаешь независимость страны. Разве не так? Мы требуем от главы МИД Кайрата Абдрахманова взять ситуацию в посольстве США под контроль!, — гневно написал портал Abai.kz.
Интересно и то, что в Казахстане ломают головы вокруг таких вопросов как национальная принадлежность Чингисхана, вместо того, чтобы задумываться о коррупции в госорганах или об экономике страны. Но и здесь версии разные.
К примеру, по мнению научного руководителя проекта ДНК-шежире (шежире — генеалогическая родословная у казахов) Жаксылыка Сабитова, «большинство людей хотят иметь основания для гордости через свою идентификацию с «принадлежностью к великой нации», тем самым повышая свою самоценку».
А вот бывший дипломат Казбек Бейсебаев считает, что во всем виновато наше настоящее.
- Когда наступила независимость, наши граждане говорили примерно так: вот мы избавились от диктата Москвы и теперь сами будем определять свою судьбу, сами будем распоряжаться нашими огромными богатствам. Все ждали, что наличие в наших недрах всей таблицы Менделеева позволит Казахстану превратиться в новые Эмираты. Прошло 25 лет и, к сожалению, надежды не оправдались, - сказал Бейсебаев.
Также историческим событием минувшей недели в РК стало окончание месячного срока, выделенного простым казахстанцам на обсуждение конституционных реформ, старт которым президент Казахстана Нурсултан Назарбаев дал 25 января. Здесь стоит отметить, что большинсво депутатов Парламента были в восхищении от такой власти. Одобрительные речи звучали со всех концов страны.
Но вот у казахстанского политолога Данияра Ашимбаева сложилось другое мнение, он отметил, что список выставленных на обсуждение реформ на самом деле предложен для отвода глаз от других более важных изменений, ради которых все и затевалось. Он предположил, что впоследствии эти реформы будут представлены общественности как предложения, поступившие от граждан.
И уже сейчас можно отметить, что стоило верхам захотеть, как низы тут же смогли организовать не только обсуждение, но и выдвижение разнообразных предложений по поправкам в Конституцию. К примеру, руководитель объединения казахстанских кажи (людей, совершивших священный хадж в Мекку) Бактыбай Айнабеков считает, что в Конституции необходимо прописать, что государственной религией Казахстана является ислам.
- Весь мир считает нашу страну мусульманским государством. В качестве мусульманской страны мы год председательствовали в Организации исламской конференции. Разве это не должно отражаться в Конституции? Один из главных наших недостатков — лозунг «Религия отделена от государства», который является пережитком, доставшимся от атеистического советского прошлого. Так как наша Конституция — это закон казахской страны, нужно убрать пункт, что религия отделена от государства. Вместо этого внести поправку: «Государственная религия — Ислам, остальные мировые религии признаются, — предлагает Айнабеков.
И еще подобных предложений уйма: например, парламентская партия «Ак жол» предлагает трансформировать нынешний парламент из двухпалатного (Мажилис и Сенат) в однопалатный (Мажилис), эксперт Бахытжамал Бектурганов полагает, что эти поправки — страховка для действующей власти, а другие структуры и общественные деятели пытаются оценить саму суть планируемой реформы. Получается, идея упразднить Сенат прозвучала. И, судя по всему, разговор этот возник не на пустом месте.
Из всего вышеперечисленного назревает вопрос: "Так какими должны быть казахстанцы в будущем?" Пожалуй, пока на этот вопрос нет точного ответа, ведь даже этот вопрос можно рассмотреть в нескольких плоскостях.