Историк Досалы Салкынбек считает, что после получения независимости голод, который был в Казахстане во время советской власти, относится к категории таких событий, которые еще не получили определенной политической оценки.
Азаттык: Президент Нурсултан Назарбаев в прошлом году во время встречи с астанинскими студентами сказал, что от голода погибло 40 процентов казахского народа. Почему Казахстан, в отличие от Украины, не торопится давать политическую оценку этому событию, от которого так сильно пострадал?
Досалы Салкынбек: Обидно то, что, несмотря на такое количество погибших от голода людей, наше правительство до сих пор хранит молчание. Также правительством не проводится никаких мероприятий. Единственное, два года назад в Астане был открыт памятник жертвам голода.
У этого дела есть своя большая политическая подоплека: как бы не обидеть своего стратегического соседа – Россию. Если мы на самом деле голод объявим геноцидом, совершенным против казахского народа, должен быть ответчик за геноцид. Ответчик – Советский Союз того периода. Россия назвала себя правопреемником Советского Союза, наследующим все его имущество за рубежом. В таком случае единственным ответчиком за геноцид, который прошелся по казахским степям в 1930-е годы, должна стать Россия. Из-за боязни прервать или испортить отношения с Россией, мы не можем переступить через свою психологию, не решаемся сказать об этом.
Азаттык: Говорят, что голод в Казахстане был не только в 1933 году, но и раньше. Какие есть сведения о голоде, который был в первые годы советской власти?
Досалы Салкынбек: Опираясь на исторические сведения, можно сказать, что первый голод в казахские степи пришел в 1918-1919 годы, сразу после Октябрьской революции. Главная причина – политика военного коммунизма. То есть у народа отобрали все, чтобы обеспечить продуктами Красную армию. В этот период от голода погибло около одного миллиона человек. Второй этап голода
наступил в 1921-1922 годы. Он унес жизни одного миллиона 700 тысяч человек. Есть еще один вопрос, который до сих пор умалчивается – это дети, лишившиеся своих родителей во время голода, которые были отправлены за рубеж. Их дальнейшая судьба до сих пор не исследована.
Конечно, есть расхождения в количестве людей, погибших от голода. Однако голод (особенно голод 1930-х годов) очень хорошо изучен, ему была дана полная историческая оценка. Теперь необходима политическая оценка голода со стороны государства. Государство никакой политической оценки не дает, не даются также ответы на вопросы, был ли это геноцид или нет? С политической точки зрения, это было сделано преднамеренно или получилось случайно?
Азаттык: Могут ли власти Казахстана в ближайшее время дать политическую оценку голоду, который был при советской власти?
Досалы Салкынбек: Не думаю, что политическая оценка будет дана в ближайшее время. Потому что, когда Украина подняла этот вопрос в Европарламенте, между ней и Россией какое-то время была размолвка. А Россия – наш большой сосед. Казахстан не пойдет ни на какие действия, которые могут привести к охлаждению отношений с большим соседом.
Азаттык: Спасибо за интервью.