Казахстан в период кардинальных перемен

Психологи, например, считают, что это хорошо, ведь каждый человек индивидуален, поэтому должен иметь свою неповторимую точку зрения.
Однако есть отрасли наук, где не может не существовать определенности, причем, речь идет не только о точных и естественных науках вроде математики или химии, но и об …истории.
Сегодня хочется заглянуть в календарь исторических дат Казахстана. Относится ли история к тем наукам, где может существовать несколько вариантов одного и того же события?
Итак, важнейшее ближайшее "красное число календаря" - 16 декабря, День независимости Республики Казахстан.
Каким именно событиям посвящена данная памятная дата для республики? Вы не поверите, но у меня в итоге получилось…два варианта.
Если бы пошла со своим "открытием" к психологу, он бы за меня наверняка порадовался. Когда есть несколько вариантов решения вопроса - легче выбрать правильный вариант. А вот насколько это приемлемо для исторических событий?
Итак:
Первый вариант: 16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон "О государственной независимости".
Второй вариант: это памятная дата событий 1986 года
.
Несмотря на немалый срок прошедших событий, до сих пор ведутся споры и высказываются мнения, что, как и почему.
Своим взглядом делятся очевидцы:
Марина Хианиди, доктор океанологических наук, Греция.
"В то время я училась на втором курсе университета имени Кирова. Не могу сказать, что мне приятно вспоминать декабрьские события. По общежитию ходили группы молодых людей, путем открытых угроз, вынуждали студентов принять участие в акции протеста. Ужасно хотелось избежать всего этого. Благодаря разумному решению ректора, с письменного заявления близких родственников можно было покинуть общежитие на эти несколько неспокойных дней".
Один из участников со стороны правоохранительных органов, который оставил за собой право анонимно ответить по данной проблеме:
"Стараюсь не вспоминать декабрьские события 1986 года. Что может быть хуже, чем видеть толпу пьяных молодых людей? Последствия - это коллеги получившие травмы, стали инвалидами. Конечно, были и те, которые после получили премии и звания, но чего им это стоило - другой вопрос".
Но многих интересует вопрос, каким декабрьское событие останется в памяти потомков? Ведь вариантов несколько, в том числе и в учебниках по истории Казахстана.
"16 декабря 1986 на пленуме было принято решение о снятии с должности первого секретаря Компартии Казахстана Д. Кунаева и назначении на эту должность Г. Колбина. Это решение вызвало бурную реакцию среди казахского этноса. 17 декабря 1986 г. около 2400 демонстрантов вышли на улицы Алма-Аты, и, как это обычно бывает, руководство подавило сопротивление. Сотни человек были осуждены, уволены, отчислены из учебных заведений. В постановлении ЦК КПСС события в Алма-Ате были обозначены как проявление казахского национализма. Декабрьские события показали, что область демократизации была в весьма суженных пределах. Любая критика в адрес Системы была недопустима".
Или:
"Утром 17 декабря на площади перед зданием ЦК стала собираться молодежь, требующая объяснить причины избрания Г. Колбина и протестующая против игнорирования Москвой интересов республики.
По улицам Алматы прошло мирное шествие, демонстрация стала принимать массовый характер. Однако вместо откровенного диалога и попытки разобраться в причинах происшедшего новые власти Казахстана с благословения М. Горбачева вновь прибегли к террору и репрессиям. 17 и 18 декабря против мирных демонстрантов были брошены силы милиции и внутренних войск. При разгоне демонстрации войска использовали саперные лопатки, служебных собак, людей на морозе обливали водой, избивали задержанных, многих полураздетыми вывезли и оставили за городом, несколько сотен человек были без санкций прокурора помещены в следственные изоляторы. Власти намеренно разжигали межнациональную рознь, вооружив железными прутьями и обрезками кабеля дружины, составленные из русскоязычных рабочих промышленных предприятий и натравливая их на демонстрантов-казахов. В ходе трагических событий 17-18 декабря несколько человек погибло, было множество раненых и травмированных. Весть о разгоне демонстрации всколыхнула весь Казахстан, во многих городах республики прошли аналогичные выступления, также силой подавленные властями.
За кровавым подавлением народного выступления последовали жестокие репрессии.
В уголовном порядке было осуждено 99 человек, среди них 18-летний К. Рыскулбеков, погибший в тюремных застенках. Только в столице 264 человека были исключены из вузов, 758 человек - из комсомола и 52 человека - из партии. Комсомольские и партийные взыскания получили около 1400 человек.
Из органов внутренних дел было уволено 1200 человек, из транспортных и медицинских учреждений - более 300 человек. Своих постов лишились 12 ректоров вузов. В начале 1987 г. было принято постановление ЦК КПСС, в котором происшедшее объявлялось проявлением "казахского национализма"
.
Немного по-другому описаны события 1986 года в школьных учебниках, выпущенных в 2005 г.
Опущу повторяющиеся моменты в ранее вышедших исторических публикациях. Были добавлены следующие подробности:
"Характер Декабрьских событий. Накапливавшиеся десятки лет негативные явления - серьезные недостатки в общественно-социальной и культурной сферах, обострение национального вопроса - породили гнев и возмущение молодежи республики, вынудили их прибегнутъ к решительным методам борьбы. Смена первого руководителя республики стала толчком к открытому выражению зреющего массового недовольства."
"…Задержанных парней и девушек заставляли лежать на снегу по несколько часов…".
Появляются новые детали Декабрьских событий в лекциях, прочитанных в некоторых университетах Швеции и Англии, Мухтаром Шахановым, председателем комиссии Президиума Верховного Совета Казахской ССР по расследованию Декабрьских событий.
"Были задержаны и наказаны около 8500 человек, участвовавших в Декабрьских событиях. По неполным данным, 1 720 человек были ранены. При этом не учитывались люди, заболевшие вследствие обливания водой, удержания их на морозе. …99 человек осуждены, из них двое приговорены к смертной казни".
Несколько участников Декабрьских событий погибли. Среди них как символ борьбы молодежи за свободу выделяется поэт Кайрат Рыскулбеков. Его обвинили в убийстве дружинника С.Д.Савицкого. На самом деле в момент гибели Савицкого молодой поэт находился в другом районе города.
"Смертный приговор, вынесенный К. Рыскулбекову, вызвал недовольство мирового сообщества. Против этого решения выступили общественные деятели Чехословакии, Польши, Венгрии, США. Кайрат погиб в тюремной камере при загадочных обстоятельствах".
Из того же источника: "Декабрьские события продемонстрировали истинные намерения советского руководства. Добиваясь признания, силовые структуры использовали жесткие методы воздействия. "Декабрьские события показали и низкую политическую культуру кремлевской администрации".
"По приказу правительства был создан секретный оперативный план "Метель-86". Согласно плану Декабрьские события предполагалось комментировать как криминал или проявление национализма. Позже документы о плане "Метель" были уничтожены".

Если обратить внимание на выводы, к которым приходят авторы учебных пособий, то получается, что в более ранних публикациях акцент делается на национализм, а в более поздних - на политические способы подавления протеста или политкорректность.
Остается открытым вопрос, какие детали со временем будут раскрываться на страницах учебников, а так же какой вариант событий будет окончательным и наиболее полным.
Но остановимся на одной, и как мне кажется, объединяющей оба варианта версии:
"События в Алматы были не только первым и во многом неожиданным явлением, но и своеобразным рубежом. Рушился с таким трудом созданный идеологизированный миф о бесконфликтном развитии социалистических наций. Полетели устои и подпорки мифа о некой новой исторической общности - "советский народ". Пленум ЦК КПСС в январе 1987 года дал жесткие политические оценки событиям в Алматы, затем последовало известное постановление ЦК "О работе казахской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию молодежи".
Декабрьские события в Алматы эхом отозвались во многих бывших советских республиках. Сохранить в такой обстановке политическую стабильность в стране, не допустить столкновений на межнациональной почве - стало архиважной задачей для только что избранного Президента Н.А.Назарбаева.
В те годы немалую поддержку в сохранении мира и стабильности в стране оказали представители всех наций и народностей. Чуть позже по инициативе Президента страны была создана Ассамблея народов Казахстана (АНК).
В знак глубокого уважения к воле и мужеству молодых казахстанцев именно 16 декабря в 1991 году Президент подписал Закон о независимости, принятый парламентом страны и огласил его в тот же день на площади Республики в Алматы.

При подготовке материала были использованы следующие источники:
1. Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической республики. Алматы, 1991.
2. Алма-Ата. 1986. Декабрь. Книга-хроника. Алматы, 1991.
3. Алма-Ата 1986. Декабрь. Книга-хроника (вторая). Алматы, 1992.
4. Котов А.К. Суверенный Казахстан: гражданин, нация народ. Алматы, 1997.
5. История Казахстана, М. Козыбаев, К. Нурпеис, К. Жукешев, учебник 9 класс, 2005.
6. Северо-Казахстанская универсальная научная библиотека им. С.Муканова, информационно-библиографический отдел.
7. Электронное издание "История Казахстана" для школьников.

Электронный адрес автора: v_nechukhrannyy@mail.ru