Казахстан усилил защиту госинтересов в сфере недропользования

Данный документ направлен на дальнейшее совершенствование и систематизацию законодательства, регулирующего отношения в сфере недропользования, указывается в распространенном в четверг сообщении пресс-службы главы государства.
Для Казахстана, экономика которого пока еще основана на разработке сырьевых ресурсов, данный документ является одним из стратегически важных, им вносятся принципиальные изменения в действующее законодательство в этой сфере.
Проект нового закона "О недрах и недропользовании" правительство Казахстана внесло в парламент еще в январе прошлого года. Тогда, представляя проект депутатам мажилиса, министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев (ныне - министр нефти и газа) отмечал, что "законопроект преследует цель максимальной защиты интересов государства - собственника недр".
С принятием этого нового документа упраздняются действующие до этого одноименный закон и закон "О нефти".
Кроме того, с принятием нового закона упраздняется институт единого контракта на разведку и добычу полезных ископаемых.
"Дело в том, что в условиях совмещения в одном контракте операций разведки и добычи в момент заключения контракта невозможно объективно спланировать предстоящие работы, конкретные сроки их проведения и финансовые затраты", - пояснял тогда С.Мынбаев.
Новым законом упраздняется существовавшее разделение контрактов на недропользование на соглашения о разделе продукции (СРП), концессионные, сервисные, смешанные и другие контракты.
В этой связи недавно С.Мынбаев заявил, что республика гарантирует действие ранее принятых контрактов в сфере недропользования, основанных на СРП.
Наряду с этим документом урегулированы вопросы перехода от этапа разведки к этапу добычи, и в этом случае лицу, обнаружившему и оценившему месторождение на основании контракта на разведку, будет предоставлено преимущественное право на заключение контракта на добычу без проведения соответствующего конкурса.
В ходе обсуждения в парламенте в документ также была включена норма, согласно которой в Казахстане может быть сохранена практика выдачи совмещенного контракта на разведку и добычу сырья лишь для месторождений, имеющих стратегическое значение или сложное геологическое строение.
При этом предполагается, что данные контракты будут заключаться по решению правительства Казахстана.
Кроме того, предложены нормы, предусматривающие разграничение компетенции полномочных органов в области нефти и газа и регулирования реализуемой в Казахстане в настоящее время индустриальной политики.
Наряду с этим дополнена компетенция правительства правом утверждать порядок исчисления минимального так называемого "казахстанского содержания" в товарах, работах и услугах при проведении операций по недропользованию и представления отчетов иностранных недропользователей об исполнении обязательств по "казахстанскому содержанию" в кадровой политике.
В ходе обсуждения тогда еще проекта закона в мажилисе также были переработаны нормы, регулирующие вопросы "казахстанского содержания" в закупках товаров и услуг.
Кроме того, существенные изменения были внесены в документ в части урегулирования вопросов досрочного прекращения государством контрактов с недропользователем. В частности, по инициативе группы депутатов мажилиса из законопроекта исключена норма о передаче имущества, сооружений и оборудования недропользователя, с которым прекращено действие контракта на недропользование, в собственность республики.
В этой связи депутаты также предложили ввести механизм передачи указанного имущества, обеспечивающего непрерывность технологического процесса и промышленную безопасность, доверительному управляющему до заключения контракта с новым недропользователем.
Вместе с тем введены нормы, предусматривающие резервирование земель для недропользователей в установленном законом порядке.
В свою очередь депутатами сената в проект закона были внесены поправки, направленные на более эффективное использование попутного газа путем его переработки с целью получения энергоносителей либо сырьевых ресурсов для нефтехимической промышленности, а также с целью защиты окружающей среды.
Сенаторы также скорректировали содержание статьи, касающейся передачи права недропользования между юридическими лицами, в которых не менее 99% долей участия (пакетов акций) прямо или косвенно принадлежат одному лицу. В редакции, предложенной сенатом, подобная передача возможна лишь в том случае, если юридическое лицо, которому передается право на недропользование, "не зарегистрировано в государстве с льготным налогообложением".
Статью 84 документа сенаторы дополнили нормой, запрещающей промышленную разработку нефтегазовых месторождений без переработки (или) утилизации попутного и природного газа.
Вместе с тем была внесена норма, определяющая, что обязательства по переработке попутного газа по контрактам, заключенным до введения в действие настоящего закона, оформляются отдельным соглашением между недропользователем и компетентным органом, которое является приложением к контракту на добычу, совмещенную разведку и добычу углеводородного сырья.