Корреспондент медиа-портала Сaravan.kz поговорила об этом с директором одного из туристических агентств Земфирой Татаровой, чьи отдыхающие как раз попали на задержанный рейс.
Несколько дней назад люди провели в аэропорту Астаны полтора дня, ожидая вылета. Позже в пресс-службе компании сообщили, что причина задержки – "сдвиг расписания и ожидание прибытия резервного воздушного судна". Также отметили, что ситуация усугублялась неблагоприятными метеоусловиями в нескольких городах РК и ограничением времени работы аэропорта Пхукета. По вопросам компенсаций попросили обращаться в турагентство, услугами которого пользовались пассажиры задержавшегося рейса.
А ещё 2 декабря турагент Земфира Татарова написала на странице в Facebook: "Эпопея с задержками рейса от авиакомпании Sunday Airlines (они же SCAT) не закончится никогда. Им совершенно наплевать на пассажиров, обратной связи с ними нет. За потерю ночей в туре у наших туристов мы месяцами не можем добиться возврата денежных средств. Кто-то будет привлекать их к ответственности? А ведь многие международные авиакомпании годами ждут разрешения от нашей страны, чтобы зайти на рынок и дать хороший сервис".
Во время беседы г-жа Татарова сообщила, что на её пост отреагировали:
- Работники авиакомпаний начали спрашивать меня, зачем я пишу такие посты. «Что мы сделали не так? Мы же всё возвращаем, мы же всё делаем». А я говорю: «Вас побеспокоило что конкретно? То, что я сказала «верните компенсацию», или вас заботит, что я стала открыто просить «дайте разрешение другим авиакомпаниям зайти на казахстанский рынок»?» Наших беспокоит то, что рынок начал открыто говорить о своих желаниях.
- Как сейчас на казахстанском рынке обстоят дела с местными и иностранными компаниями?
- У нас регулярные рейсы – только наш Air Astana, SCAT – магнат, который даёт дешёвые цены. Иностранные: Turkish airlines, Pegasus - турецкие, а кто ещё? Ну, есть ещё пара вроде Vietnam Airlines, но речь идёт о крупных компаниях. Например, S7 Airlines и AZUR Air тоже могут зайти на наш рынок. К тому же такие туроператоры, как ANEX Tour, Join Up, имеют свои авиакомпании. Рано или поздно должно же закончиться то, что творится с компанией SCAT? Если у вас нет столько возможностей для авиасообщения, зачем вы распродаёте столько билетов?
- На ваш взгляд, в чём главная проблема во всей этой ситуации?
- То, что компания не даёт нормальной обратной связи. К людям относятся по-скотски, и это отбивает желание работать и двигаться дальше. Вот если бы они по-человечески объясняли, наладили структуру возврата денежных средств… Я сейчас десять кругов ада буду проходить, чтобы вернуть деньги туристам. Иногда по три-четыре месяца ждём. Туроператор говорит, что авиакомпания рассчитается, авиакомпания говорит, что заплатит туроператор. У меня были туристы из Астаны, задержка два дня, потеря – сутки. Есть туроператоры (для меня они герои), которые за свой счёт продлили всем своим туристам на два дня отпуск. Мои туристы пишут мне: «А нам?». Но мне-то туроператор не даёт. Если я сейчас на два дня продлю им отпуск, то я минимум 600 долларов должна буду дать из своего кармана, тогда как сама на этой заявке получила всего лишь 60 долларов. И я не ответственное лицо, я всего лишь турагент. Мало кто знает, что есть разница между нами и туроператорами – они формируют продукт, а мы только продаём и не можем самостоятельно продлевать. Полная ответственность лежит на туроператоре, и мой сразу сказал, что ничего продлевать не будет.
Конечно, каждый турист понимает, что он покупает тур дёшево. Авиакомпания никого не обманывает, никого не кидает, им тоже нелегко от этой ситуации – сто восемьдесят человек расселить... К тому же если задерживаются здесь, то задерживаются и туристы, которые должны вернуться из того же Таиланда. Два дня за счёт компании они живут там, и те туристы свой отдых отжили. Авиакомпания свои обязательства выполняет, туристы на улице не остаются. Но как она их выполняет, в какие сроки… И весь негатив, который выдерживает турагент – это просто кошмар. И мы принимаем это, у нас нет возможности возразить. Единственное, что нас спасёт - это конкуренция. Если будут ещё авиакомпании, которые просятся на рынок Казахстана, тогда каждый будет ответственно относиться к своей работе. Есть прогнозы, что в 2023 году всё равно иностранные авиакомпании к нам зайдут. Уже сейчас у нас стоит борт Neo, который летал из Москвы в Италию. Теперь он стал Казахстан – Милан. Казахстан становится авиахабом из-за ситуации в России, рынок должен сильно поменяться.
- У каких авиакомпаний в Казахстане чаще всего случаются задержки?
- Задержки есть у всех, но первое место по ним занимает SCAT. У них как сломались три борта, так с тех пор ни один рейс вовремя не улетел. 5 декабря я вылетала в Анталию, тоже была задержка, борт Air Astana. Но они быстренько справились, у них так долго не бывает, а вот у SCAT… Раз в год у них стабильно такое случается. Это одна из самых долгих задержек на моей практике. Но то ли в 2018, то ли в 2019 году была задержка на три дня на Новый год из-за погодных условий у другой авиакомпании. И тогда деньги никто никому не вернул. Но люди терпят задержки, потому что летают по относительно низким ценам.