Неблагоприятная ситуация на внешних рынках
На фоне более низких, чем ожидалось, темпов роста мировой экономики и снижения спроса на казахстанскую продукцию на внешних рынках, замедлились темпы экономического роста в стране.
«Согласно октябрьским прогнозам МВФ, мировая экономика в 2014 вырастет на 3,3%, что ниже на 0,1 процентных пункта предыдущего прогноза. Рост экономики России ожидается на уровне 0,2%.
С середины июня наблюдается устойчивое снижение мировой цены на нефть на 27,1% с 115,1 долларов за баррель до 83,8 долларов. В целом итоги развития с начала 2014 года говорят о том, что негативное влияние внешних факторов отражается на экономике страны», - сообщил депутатам министр национальной экономики Ерболат Досаев.
По предварительной оценке за январь-сентябрь текущего года рост ВВП составил 4%. При этом за аналогичный период прошлого года прирост ВВП был 5,7%.Основным фактором снижения темпов экономического роста стало уменьшение объемов производства в трех отраслях экономики: добыча сырой нефти, производство в цветной металлургии и машиностроение, а также замедление внешнеторгового оборота.
«С учетом уменьшения прогноза по ВВП и импорту доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) в 2014 году оцениваются в объеме 3 940,4 миллиардов тенге, что на 420,7 миллиардов тенге ниже утвержденного плана. Наибольшее снижение поступлений ожидается по НДС на импортируемые товары, налогам на международную торговлю и внешние операции», - уточнил Ерболат Досаев.
С учетом сложившейся ситуации в экономике реальный рост ВВП по итогам 2014 года прогнозируется на уровне 4,3%, а не 6%, как предполагалось ранее. В тоже время параметры по инфляции по итогам года планируют сохранить в коридоре 6-8%.
Сбалансировать финансы
Учитывая снижение доходов, правительство предложило внести поправки в законопроект «О республиканском бюджете РК на 2014-2016 годы».
Как сообщил министр финансов РК Бахыт Султанов, для покрытия потерь доходной части произведено сокращение расходов на 259,5 миллиардов тенге. Дефицит бюджета предлагается увеличить в 2014 году на 164,2 миллиарда тенге (до 1 082,8 млрд. тенге) или с 2,3% до 2,6% к ВВП.
«Сокращение расходов в основном осуществлено по следующим направлениям: экономия по расходам, связанным с исполнением обязательств государства (резерв правительства и обслуживание правительственного долга) в сумме 61,8 миллиардов тенге; фактическая экономия по итогам государственных закупок и изменение контингента получателей бюджетных средств в сумме 68,5 миллиардов тенге; ожидаемое неосвоение по итогам года – 93,5 миллиардов тенге», - проинформировал Бахыт Султанов.
Также предлагается перенести реализацию отдельных мероприятий и проектов на более поздние сроки - на этом планируют сэкономить 35,8 миллиардов тенге.
«Социальные обязательства государства по выплате заработной платы, пенсий и пособий будут выполняться в полном объеме. А включенные в уточненный бюджет изменения по социальному блоку также связаны с экономией, ожидаемым неосвоением или изменением контингента получателей пенсий, адресной социальной помощи, стипендий и прочих социальных выплат», - уточнил глава Минфина.
Стимулировать экономику
Наряду с оптимизацией расходов, проект предусматривает перераспределение средств в сумме 55 миллиардов тенге. Их направят на поддержку внутренней экономической активности с акцентом на инфраструктурное развитие страны, проведение подготовительных работ в рамках ЭКСПО-2017, а также снижение нагрузки на предстоящий трехлетний период.
Одной из важных целей уточнения бюджета является привлечение целевого трансферта из Национального фонда в сумме 325 миллиардов тенге в соответствии с поручением Главы государства. Деньги направят на обеспечение экономической безопасности, стабильности и стимулирование экономики. В частности, на капитализацию АО «Фонд проблемных кредитов» для оздоровления банковского сектора - 250 миллиардов тенге. На строительство объектов инфраструктуры специальных экономических зон -50 миллиардов тенге. Они будут построены на территориях СЭЗ «Национальный нефтехимический технопарк», СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» и СЭЗ «Астана – Новый город».
Кроме того, предусмотрено финансирование проектов Госпрограммы индустриально-инновационного развития на 25 миллиардов тенге.
В уточненном бюджете поступления определены в размере 6 107,4 миллиардов тенге или с уменьшением на 98,7 миллиардов тенге. Расходы составят 7 190,3 миллиардов тенге - с увеличением по сравнению с уточненным бюджетом на 65,5 миллиарда тенге. При этом доля бюджета развития увеличилась с 19,6% до 22,5% - таким образом обеспечена контрцикличность мер Правительства в неблагоприятных условиях.
Депутаты мажилиса в целом одобрили предложенные поправки в республиканский бюджет. При этом все же отметили «системную тенденцию неосвоения средств, повторяющуюся по одним и тем же программам, а также недостаточный уровень администрирования государственными органами, непродуманное планирование и слабое прогнозирование ожидаемых результатов».