Казахстан присоединился к кампании “Глобальная солидарность, общая ответственность”

Пандемия COVID-19 продемонстрировала, как здоровье тесно связано с такими проблемами, как права человека, гендерное равенство, социальная защита и экономическое благосостояние. И если мы сообща хотим добиться успеха, без внимания нельзя оставлять ни одного человека.

– Солидарность и активность общества могут стать гарантом обеспечения людей, затронутых ВИЧ, информацией, социальной защитой, медицинскими услугами, – считает директор Казахского научного центра дерматологии и инфекционных заболеваний МЗ РК (КНЦДИЗ) Бауыржан БАЙСЕРКИН. – А для прекращения распространения ВИЧ-инфекции нам прежде всего необходимо устранить стигму (от греч. στíγμα – “ярлык, клеймо”. – Прим. авт.) и дискриминацию людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ).

Члены и сотрудники НПО “Казахстанский союз людей, живущих с ВИЧ” в эти дни разместят в социальных сетях ролики о деятельности Глобального фонда, о борьбе со СПИДом, туберкулезом, малярией. Активисты раздадут маски со слоганом: “Глобальная солидарность, общая ответственность”. Против стигмы и дискриминации в социальном ролике Центрально-Азиатской ассоциации ЛЖВ выступит олимпийский чемпион, специальный посланник ЮНЭЙДС по спорту Бахтияр АРТАЕВ.

Центр изучения глобального здоровья в Центральной Азии презентует новый проект по самотестированию на ВИЧ работниц коммерческого секса и прикреплению их к медицинской помощи при положительном результате экспресс-теста. Челлендж под названием “Мой вклад в профилактику ВИЧ” пройдет в Нур-Султане, чтобы напомнить людям информацию о путях передачи и мерах защиты от ВИЧ. В Алматинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской областях и городе Семее состоятся онлайн-конкурсы рисунков “Я выбираю жизнь!”.

Красная лента – символ борьбы с ВИЧ/СПИД

Алматинские медики проведут челлендж “Прояви солидарность, Алматы” с передачей красной ленточки – символа борьбы со СПИД. Этот знак призван заострить внимание медиков на недопустимости стигмы и дискриминации в отношении людей, живущих с ВИЧ. О том, как они проявляются, рассказывает заместитель директора КНЦДИЗ МЗ РК Ирина ПЕТРЕНКО:

– Эта проблема действительно серьезная и характерна не только для Казахстана, но и для любой страны, в которой есть ВИЧ-инфекция, – рассказывает доктор. – В первую очередь она связана с недостаточной информированностью населения. На бытовом уровне это может проявляться дискриминацией прав наших пациентов.

Существует и такое явление, как самостигма, когда у больного ВИЧ появляется чувство вины в этом плане, и своими внутренними переживаниями он как бы загоняет себя в угол.

Ведь, когда человеку сообщают его диагноз, первое, что он испытывает, – это шок. Кто-то воспринимает спокойно, кто-то – как наказание. А кто-то восклицает: “Почему я? За что?”. И это состояние сродни чувству пациента, впервые столкнувшегося с диагнозом – рак или туберкулез. Если человек замыкается в своей проблеме, уходит в себя, боится рассказать близким, друзьям, своей девушке или парню, переживает, что его неправильно поймут, перестанут с ним общаться, будут пренебрегать им, то на помощь обязательно должен прий­ти психолог. Этот аспект очень важен и для пациента, и для врача. Поэтому в наших центрах на постоянной основе работают психологи. Ведь в процессе жизни человек может попадать в самые разные ситуации, и не всегда его психика способна выдержать нагрузки. А выход может быть непредсказуемым…

К чему ведут стигма и дискриминация

– Стигма в отношении ЛЖВ присутствует в обществе во всех странах, – продолжает доктор Петренко. – На бытовом уровне порой люди боятся, что могут заразиться при разговоре, близком контакте, при пользовании одной посудой или когда их дети ходят в один детский сад, вместе учатся в школе… Хотя лица, живущие с ВИЧ, ничем не опаснее, к примеру, больных сахарным диабетом, поскольку эта инфекция не распространяется воздушно-капельным путем. ВИЧ передается путем парентеральным, через кровь при употреблении инъекционных наркотиков или половым путем, а также от матери к ребенку в утробе. И если не будет проводиться разъяснительная работа, общество разделится на людей обычных и изгоев. Этого допустить нельзя.

Проявления стигмы возможны и в медицинских организациях, где особенно важно сохранение врачебной тайны и понимание специалистов, к которым обращаются ВИЧ-инфицированные. Пациенты могут проходить УЗИ, рентген, другие процедуры, на которые их направляют врачи первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Поэтому с медиками мы тоже постоянно проводим разъяснительную работу. Ведь не каждый специалист знает все нюансы.

– А были случаи, когда ЛЖВ, зная свой диагноз, как бы в отместку за собственные страдания намеренно заражали других людей?

– Да. Хоть и редко, но такое бывает. К примеру, в одной из областей мужчина-таксист, после того как ему поставили диагноз – ВИЧ, заразил нескольких женщин. Эпидемиологическое расследование по этому поводу показало, что в числе его контактных была одна из работниц коммерческого секса. Инфекцию он получил, вероятнее всего, от нее. А потом в нем проснулась обида: мол, почему это случилось именно с ним, он один, что ли, теперь должен страдать?! Рассердившись из-за этого на всех женщин, он проявил вот такую неадекватную реакцию. Даже несмотря на то, что в обязательном порядке всех, кому поставлен диагноз ВИЧ, мы предупреждаем об административной и уголовной ответственности за умышленное заражение и распространение ВИЧ-инфекции. Есть такие статьи в Административном и Уголовном кодексе, согласно которым виновные получают большие штрафы и сроки заключения.

Поэтому мы говорим, чтобы по любым проблемам люди, живущие с ВИЧ, обращались к нам. Все они состоят у нас на пожизненном диспансерном учете, получают бесплатную помощь, и когда принимают регулярное лечение, вирусная нагрузка у них снижается до неопределяемой, то есть до нуля. Тогда они становятся незаразными для окружающих в плане передачи инфекции половым путем. И вы знаете, что при четком соблюдении всех назначений врача они живут обычной жизнью, создают нормальные полноценные семьи, рожают здоровых детей. Причем у нас есть семьи ВИЧ-инфицированных, в которых по 3–4 ребенка. И их дети здоровы! Отца заразили ВИЧ в больницах?

– Бывали ли случаи заражения врачей при контакте с ВИЧ-инфицированными?

– В своей работе я с этим не сталкивалась, но такие факты не исключены. К примеру, при работе гинекологов. Но там весь медицинский инструментарий подвергается обработке и стерилизации либо для осмотра используются одноразовые инструменты. Такие ситуации возможны только в случае несоблюдения этих правил. Или когда в процессе операции могут повредиться перчатки, в которых работает оперирующий хирург. Но и на эти случаи у нас имеется так называемая постконтактная профилактика. Пострадавшему назначают профилактическое лечение, чтобы предупредить возможность инфицирования.

– И тогда человек не получит инфекцию?

– Да. Если сразу примет это лечение. Поэтому каждая медицинская организация, которая занимается такими операционными процедурами, закупает препараты для предотвращения подобных случаев. Либо им срочно нужно обратиться в Центр СПИД, где такие препараты имеются всегда. Аналогично могут поступать и стоматологи.

Глобальная ответственность

Сегодня актуальность всемирной кампании “Глобальная солидарность, общая ответственность” подчеркивают тенденции развития эпидемии ВИЧ. Наблюдается устойчивый рост полового пути передачи. В динамике эпидемического процесса в результате принятых мер против ВИЧ-инфекции отмечено снижение парентерального пути передачи при употреблении внутривенных наркотиков (способ введения веществ, минуя желудочно-кишечный тракт) в 2 раза – с 72 процентов в 2006 году до 33 процентов в 2019-м. За последние 10 лет смертность ЛЖВ сократилась в 1,5 раза.

Сейчас 80 процентов ЛЖВ умирают от заболеваний, сочетанных с ВИЧ-инфекций, а не от СПИДа.

Другим достижением за последнее десятилетие стало снижение уровня передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку в 4 раза. Беременные женщины с ВИЧ в 98 процентах случаев рожают здоровых детей.

По данным ЮНЭЙДС, в предстоящие 10 лет основной рост новых случаев ВИЧ будет регистрироваться в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Эта же тенденция наблюдается и в нашей стране. В Казахстане сегодня проживают более 27 тысяч людей с ВИЧ, и все они могут бесплатно получать лечение сразу после установления диагноза.

Алматы