В сентябре текущего года ТОО "Астана LRT" привлекло первые средства облигационного займа в размере 420 млн долларов, из которых 343 млн долларов 27 сентября 2019 года были направлены на полное погашение займа перед Банком развития Китая, передает Today.kz
- Согласно условиям кредитного соглашения, досрочное погашение осуществляется вместе с начисленными процентами за используемый период. Неустойка с китайской стороны не начисляется. На сегодня расторжение действующего ЕРС-договора с подрядной организацией не предусматривается, - говорится в сообщении.
Ранее госкомиссией по вопросам модернизации экономики принято решение о рефинансировании проекта путем выпуска заказчиком – ТОО "Астана LRТ" облигаций на сумму 1,5 млрд долларов под госгарантию. Отказ от займа Банка развития Китая в пользу выпуска облигаций со ставкой купона 3,25% на пятилетний срок позволит значительно снизить финансовую нагрузку на республиканский бюджет от первоначально предусмотренных 2,6 млрд до 1,8 млрд долларов в части расходов на обслуживание займа на сумму более 800 млн долларов.
На вопросы, оговорена ли в договоре возможность отказа от подвижного состава китайского производства, и в случае отказа предусмотрен ли штраф или неустойка с казахстанской стороны, в управлении отметили, что "учитывая наличие действующего договора с подрядной организацией, а также вложенные средства, расторжение договора на данном этапе нецелесообразно". Как подчеркивает финансист Расул Рысмамбетов, EPC-контракт (engineering, procurement, construction) предусматривает проектирование, закупку и строительство.
- В проекте строительства наибольшую стоимость представляет подвижной состав. По договору его поставит китайский поставщик. То есть китайский банк давал деньги китайским компаниям под гарантии казахстанской стороны. Это не совсем, строго говоря, инвестиция, а просто заказ на деньги китайской стороны, - говорит он.
К слову, аким города Алтай Кульгинов озвучивал причины, по которым нельзя остановить строительство линии в Нур-Султане. Так, в их числе были принятые международные обязательства. Последствия отказа будут намного серьезнее по финансовым обязательствам, говорил ре. Теперь же, когда долг погашен, эта причина отпадает.
Кульгинов также отмечал, что в EPC-контракте не предусмотрен платеж НДС со стороны подрядчика – иностранного партнера. По его словам, за это время подписано дополнительное соглашение, что даст 200 млн долларов налогов в бюджет. Но на этот вопрос в управлении транспорта не ответили. Также, как и на вопрос о конкретных причинах, по которым акимат не может отказаться от реализации проекта.
Строительство LRT началось в 2017 году. Для реализации проекта был привлечен займ Государственного банка развития Китая, часть денег была заморожена в "Банке Астаны". Также стало известно о хищениях при реализации проекта. После неоднократной критики со стороны Президента Казахстана проект прошел оптимизацию. Его планируется завершить к 2020 году. По плану LRT должна соединить аэропорт и новый железнодорожный вокзал "Нурлы жол".
Ранее Касым-Жомарт Токаев поручил активизировать расследование дела об ЛРТ. По нему проходят шесть человек, а сумма ущерба выросла до более миллиарда тенге.