Учитывая то, что несколько лет назад Казахстан признавался ВОЗ самой пьющей страной в Центральной Азии, борьба с алкоголизмом становится приоритетной, пишет Sputnik.
Ситуация со злоупотреблением алкоголя в Казахстане постепенно улучшается: казахстанцы стали отказываться от крепких горячительных напитков.
- Отношение к алкоголю меняется, и это очень хорошо. Всё больше людей переходит на менее тяжелые алкогольные напитки. Процент выпивающего населения уменьшается. Не будет сиюминутного результата, но постепенно мы придем к тому, что каждый будет понимать и знать о вреде спиртных напитков, — прокомментировал Sputnik Казахстан врач-нарколог Тохтар Койшибеков.
А ведь всего несколько лет назад, в 2012 году, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала Казахстан лидером в Центральной Азии по количеству употребления алкоголя.
Либо элитный алкоголь, либо пиво
Исследование, проведенное казахстанскими специалистами в этом году, показало, что ситуация изменилась в лучшую сторону: потребление алкоголя снизилось с 55% в 1998 году до 24,2% в 2015 году, злоупотребление алкоголем — с 5% в 2012 году до 4,1% в 2015 году.
- На это влияет и экономическая ситуация, и профилактические работы по информированию населения о вреде алкоголя, особенно важно говорить об этом со школьниками и студентами. Молодежь правильно и хорошо реагирует на информацию. Проблема чрезмерного употребления алкоголя в большей степени касается взрослого населения", — констатирует нарколог.
Отказ казахстанцев от горячительного не мог не повлиять на производство и продажу алкогольных напитков. По словам президента ассоциации "КазАлко" Амиржана Калиева, продажи алкоголя в нашей стране сейчас значительно упали. Количество предприятий по производству алкогольной продукции за 5 лет снизилось с 52 до 13 предприятий.
- За десять лет производство и продажа алкоголя в Казахстане снизились на 30%. Только по водке ежегодно производство падает на 5%. К тому же сейчас тенденция перехода на элитный алкоголь", — сказал Калиев в интервью Sputnik.
Кроме того, по его данным, в Казахстане растет популярность пива. Если в 2008 году Казахстан произвел 356 миллионов литров пенного напитка, то в 2015 году этот показатель превысил 450 миллионов литров.
Какие спиртные напитки выбирают казахстанцы
Какие виды алкоголя наиболее популярны и на что покупатели обращают внимание? Об этом корреспондент Sputnik спросил нескольких людей в одном из столичных супермаркетов.
- Я выбираю виски, сегодня вечером компания собирается. Есть у меня пара марок любимых и проверенных… Да, лучше брать хорошие напитки, для меня качество играет роль в первую очередь. Виски предпочитаю ирландский, но выпиваю не часто, в компании обычно, — рассказал покупатель, представившийся Ержаном.
- Многие из моего окружения сейчас за здоровый образ жизни. Если и позволяют себе расслабиться, то редко, в компании или на праздник, — добавил мужчина.
Пообщавшись с еще несколькими выбиравшими алкоголь астанчанами, выяснилось, что покупатели, в основном, выбирают напитки недешевые и тщательно изучают этикетки. Один из них даже пошутил, что руководствуется девизом "Ты — то, что ты пьешь".
Управляющая столичным магазином элитной винной продукции с редкой специальностью кавист (специалист по элитному алкоголю, занимающийся продажей в специализированных магазинах) считает, что кризис на их сегменте никак не отразился.
- У нас представлена винная продукция очень высокого качества. Цены высокие и покупатель разбирающийся. Сейчас могу сказать, что больше переходят на элитные напитки, у нас своя аудитория, которая нам верна, и потому мы не знаем, что такое кризисы, — говорит Марал.
Продажи падают — преступления растут
Несмотря на то, что в Казахстане, казалось бы, улучшается ситуация с алкоголизмом, количество совершаемых преступлений в нетрезвом состоянии выросло в этом году на 13%. МВД в связи с этим даже предложило увеличить число медвытрезвителей.
А медики продолжают свою борьбу за трезвость и считают, что сократить вред, связанный с алкоголем, позволят такие меры, как регулирование цен на алкоголь, борьба с управлением транспортными средствами в нетрезвом виде и ограничение рекламы алкоголя.