Нарисованная в большинстве выступлений картина оказалась мало утешительной для региона Центральной Азии. Какую бы сторону проблемы эксперты не рассматривали, в результате их различные по содержанию, но близкие по сути выводы складывались в проблемно-политическую мозаику будущности региона.
Что ислам сам по себе не провоцирует политической напряженности и уж тем более не является первопричиной террористической деятельности и угрозой стабильности звучало в выступлениях казахстанских, киргизских, западных экспертов постоянно. Что же тогда вызывает опасения экспертов? Потенциальных угроз, как выясняется, не мало, и о многих из них широкая публика зачастую ничего не знает. Как и многих процессах, происходящих в религиозно-политической и религиозно-общественной сфере в Центральной Азии.
Возрождение ислама в регионе идет и достаточно серьезными темпами. Например, в Казахстане вместо 25 мечетей, который существовали в республике в 1988 году, в 2000 их было около пяти тысяч (из них официально зарегистрировано около 1200). В Киргизии в достаточно не большом городе Карасу создан мусульманский Исследовательский центр, который организовал перевод Корана на 70 языков.
Все это проявления религиозного, идейно-философского возрождения ислама, и с точки зрения общества в целом может только приветствоваться. Но, к сожалению, параллельно с этим идут и другие процессы.
Все опасения, связанные с политическим исламом, так или иначе, имеют свою первооснову в социально-экономических и политических проблемах и конфликтах. Например, один из известных казахстанских экспертов говорит как о сложной проблеме, о стремлении политических элит центральноазиатских государств взять под контроль религиозную ситуацию, что провоцирует конфликт между светским государством и религиозным сознанием масс. Чисто социальные угрозы политизации ислама лежат в известных всем проблемах: безработице, ухудшении уровня жизни. При чем у этой проблемы есть и специфические моменты: из 137 выпускников исламских университетов в Бишкеке в прошлом году только четверо были трудоустроены. "Чаша сия" не миновала и служителей культа.
Из чисто политических моментов, "работающих" на "разогрев" ситуации, можно обратить внимание на недавние кровавые события на юге Киргизии. Как отмечали эксперты из Бишкека, хотя эти столкновения в Джалал-Абадской области и не были напрямую связаны с религиозными организациями, но, поскольку 80% населения там являются мусульманами, влияние этих организаций незримо присутствует.
Есть, если верить оценкам ряда экспертов, и более явные угрозы политической ситуации в регионе:
- Многие рано "похоронили" экстремистские организации типа Исламского движения Узбекистана - они существуют и при определенных обстоятельствах могут сыграть достаточно радикальную роль, - считает Вячеслав Хамисов, эксперт Института стратегических исследований Киргизии.
То, что резко ослабла в последний год непосредственная угроза постсоветским странам Центральной Азии, исходившая от исламистов движения Талибан после разгрома последнего коалицией во главе с США, похоже, никого из экспертов особенно не утешает. Слишком много сложных социально-политических и идейно-политических процессов развивается внутри самого региона. Главная же неопределенность для будущего всей Центральной Азии исходит из двух ее наиболее авторитарных стран - Узбекистана и Туркмении. На алматинской конференции в очередной раз прозвучало мнение, что широкое недовольство населения политикой государства в этих странах может вылиться в движения под лозунгами политического ислама.
Но как бы ни были в целом мрачны оценки и прогнозы участников конференции, для Казахстана они все же оставили место для оптимизма. По почти единодушным оценкам, наша страна стоит в определенной мере в стороне от наиболее опасных политических тенденций, так или иначе связанных с исламской идеологией: другие исторические традиции, другая ментальность, и, главное, не столь плачевное положение в социально-экономической сфере, как в четырех соседних странах Центральной Азии. Это не значит, конечно, что Казахстан абсолютно застрахован от любых проблем для безопасности, связанных с религиозно-политическими движениями. Но, во-первых, и уровень угроз не такой сильный, как у соседей, во-вторых, время подготовится к ним у нас есть.