Казахстан опередил Россию в международном индексе эффективности логистики

77-е место из 160 занял Казахстан в международном индексе эффективности логистики в прошлом году. Движение вперед на 11 позиций по сравнению с 2014 годом вдохновляет. При этом мы опередили Россию, Украину, Узбекистан, Иран, Беларусь, Грузию и прочих конкурентов, также претендующих на статус транзитных государств. Теперь важно понять: какие дивиденды принесло и принесет это республике. И какие именно – рядовому автолюбителю.

Начнем с государства. По качеству инфраструктуры мы поднялись в сумме на 11 строчек в этом хит-параде. По эффективности работы таможни – на 35. По простоте организации перевозок – на 18. По отслеживанию доставки грузов – на 10. А вот по компетенции в логистике и соблюдению сроков поставок грузов – здорово упали. Хотя до этого министерство по инвестициям и развитию и Союз транспортников разработали и подписали совместный план по совершенствованию логистической системы отечества. Похоже, что-то где-то не сработало. Что именно? И кто виноват?

Не дураки? Поэтому и недодороги?

Если верить правоохранительным органам, различные дорожные компании в разных регионах лихо расхищали бюджетные средства путем завышения цен на стройматериалы и работы – на сотни миллионов тенге. А в прошлом году обнаружился еще один подозреваемый – “Казахавтодор”. Согласно материалам уголовного дела, там воровали деньги. Якобы один бухгалтер. И тоже сотнями миллионов. Бывший директор алматинского филиала РГПК “Казахавтодор” Куат БАЙГУТАНОВ на голубом глазу признался в суде в октябре, что был не в курсе, куда, кто и как “угонял” деньги: “Я в бухгалтерстве ничего не понимал”.

Здорово! А кто назначил на столь ответственную должность этого “специалиста”, при котором ухнуло черт знает куда больше 150 миллионов тенге?

Кстати, когда главные государственные аудиторы Счетного комитета КОПОБАЕВА и ЖАНГИРБАЕВА начали раскапывать этот детектив, они, видимо, подпали под магию руководства “властелинов дорог”. В сообщении антикоррупционной службы РК сказано, что “счетчики” получили 16 миллионов тенге от гендиректора РГП на ПХВ “Казахавтодор” Серикжана МУКАШЕВА и его зама Ернура ШАМИШЕВА – чтобы в аудиторском отчете “не было указано нецелевое расходование бюджетных средств”.

Справка “КАРАВАНА”

В 2015 году министерство по инвестициям и развитию нашло треть местных дорог в “неудовлетворительном состоянии”. Два года назад на их реанимацию из госбюджета выделили почти 80 миллиардов тенге. Состояние части трасс улучшилось. Но они уже требуют нового курса лечения.

Вы еще спрашиваете, почему у нас дороги так плохо строят и еще хуже ремонтируют? Может, поэтому в Поднебесной так истерили по поводу строительства автокоридора Западная Европа – Западный Китай, которое в Казахстане останавливалось то на одном участке, то на другом. Свои-то отрезки китайцы сдали вовремя, а на некоторых наших ремонт пришлось делать через полгода после их сдачи в эксплуатацию. Как, например, в Жамбылской области в 2014 году. Тогда было два уголовных дела. Чем закончились – не знаю. Тогда там трассу все-таки довели до ума. Потому что кто-то добрался до тюрьмы? Или до сумы? Это прелюдия. А теперь – людия!

Народный бес контроля

Все эти строительства и ремонты прямо сказываются на кошельках автовладельцев. Потому что они и так платят 13-кратно за то, что однажды купили своих “железных коней” (в “Караване” от 3 февраля я составил этот список. – Авт.). А теперь и за дороги, которые станут платными. Вопрос: как снизить эту дань? Мы поедем, мы заплатим: сколько шкур дерут в Казахстане с одного водителя

Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции напрямую за оплату проезда по нашим автобанам (восстановленным или “убитым”) не отвечает. Но в конце прошлого года предложило привлекать общественность к контролю за строительством и ремонтом отечественных дорог. Знаете почему?

По мнению шефа агентства Кайрата КОЖАМЖАРОВА, “правонарушения связаны с хищениями, злоупотреблением должностными полномочиями, взяточничеством и служебным подлогом… Анализ показал нарушение правил проведения госзакупок при определении поставщика услуг; завышение стоимости проекта при разработке проектно-сметной документации; наличие “откатов” должностным лицам; экономию средств на строительные материалы… Установлены риски, способствующие коррупции при приеме объектов в эксплуатацию, контроле за строительством дорог и ответственности за нарушения”.

Также Кайрат Пернешович отметил, что при строительстве и ремонте проверки проводят “исключительно заинтересованные лица, что увеличивает риски для коррупции”. А технический надзор – “лица без необходимых знаний в данной сфере… При приеме объектов в эксплуатацию создаются специальные комиссии. В их состав входят исключительно представители заказчика, генерального подрядчика, местных исполнительных органов”.

А теперь представьте, что в эти “дорожные” комиссии войдут юристы, профессиональные дорожники, экономисты. А еще журналисты и прочие заинтересованные лица. Незамыленным глазом они увидят, как кто-то необоснованно давит на газ, а кто-то – на тормоз. Тогда, полагаю, у общественности возникнет очень много вопросов по поводу платных дорог. Точнее, по сумме оплаты. Потому что почетное место в международном рейтинге эффективности логистики – это одно удовольствие. А плата за километры проезда по нашим автобанам, на которых кое-кто успел набить мошну, – это совсем другое.

Вообще предложение г-на Кожамжарова чем-то напоминает возрождение советского “Народного контроля”, который иногда давал громкие результаты. Все новое – хорошо забытое старое? Может, попутно выяснится, на каком справедливом уровне устанавливать плату за проезд?

Справка “КАРАВАНА”

КНР тратит на развитие дорожной инфраструктуры более 5 миллиардов долларов в год. Китай, конечно, богаче, и территория у него больше. А в 2015 году он вышел на 1-е место в мире по количеству хайвеев, обогнав США. В том числе и по платным.

Тогда считать мы стали ямы. И доллары считать…

Во вторник в ходе заседания правительства министр по инвестициям и развитию Женис КАСЫМБЕК сказал, что в 2017–2019 годах в автодорожной сфере будет реализовано 23 проекта на дистанции 4,4 тысячи километров. Попутно будет создано около 100 тысяч новых рабочих мест. За счет госбюджета планируется начать восемь новых проектов протяженностью свыше тысячи километров. Еще восемь проектов на 2 184 километра – за счет займов за рубежом. Обойдутся все эти удовольствия в 1,7 триллиона тенге. Ставки удваиваются? Боже, какой соблазн для исполнителей!..

Отсюда естественные вопросы: кто и на какой основе будет формировать эти общественные комитеты, предложенные Кайратом Кожамжаровым? Кто, как и на каком уровне будет учитывать мнение этих членов? Насколько широки и глубоки будут их полномочия? Как часто и кто рискнет вывозить их на проблемные участки строительства и ремонта отечественных автобанов? А если опять вскроется скандал с хищениями и некачественными стройматериалами? А за ними – громкие фамилии? А число погибших на дорогах – только из-за того, что они “дороги смерти”, – растет: в прошлом году больше тысячи погибших. И не только по вине водителей…

Эти и другие вопросы “КАРАВАН” отправил в соответствующие уполномоченные органы страны. Ждем ответов.

Алматы