Отношения между Россией и Украиной продолжают накаляться. 21 февраля Владимир Путин подписал указы о признании Донецкой и Луганской народных республик, а также договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с республиками.
Глава Украины Владимир Зеленский в свою очередь заявил, что Незалежная однозначно квалифицирует последние российские действия как нарушение суверенитета и территориальной целостности государства. Украинский лидер подчеркнул, что вся ответственность за последствия в связи с упомянутыми решениями возлагается на политическое руководство России.
Каковой была реакция Казахстана на сложившуюся ситуацию. Первым выступило МИД с заявлением о том, что вопрос о признании ДНР и ЛНР на казахстанской повестке не стоит, но при этом республика надеется на дипломатическое урегулирование ситуации в Украине.
Вскоре под председательством Токаева в Акорде состоялось оперативное совещание Совета безопасности, где были рассмотрены вопросы, касающиеся дальнейшего социально-экономического развития Казахстана в связи с ситуацией вокруг Украины.
Президент заслушал доклады премьер-министра и глав казахстанских ведомств. Токаев отметил необходимость срочного принятия антикризисного плана с целью оперативного реагирования на негативные последствия неизбежного ухудшения международной ситуации в результате военно-политического и санкционного противостояния, дав конкретные поручения по минимизации потенциальных экономических и иных рисков для нашей страны. Обострение конфликта России и Украины: что происходит
Также накануне состоялся телефонный разговор между Касым-Жомартом Токаевым и Владимиром Путиным. Информация о нем была довольно общей: Путин проинформировал Токаева о позиции российского руководства в отношении ситуации вокруг Украины, а также подтвердил приверженность РФ курсу на укрепление добрососедских и союзнических отношений с Казахстаном в интересах народов двух государств.
Тем не менее отечественная экспертная среда убеждена, что обострение российско-украинского конфликта, определенно, скажется на Казахстане. Но о каких масштабах, последствиях, геополитических и экономических рисках для нашей страны идет речь?
Медиа-портал Caravan.kz приводит мнение отечественных политологов на этот счет.
Эксперт-международник Ануар Бахитханов убежден, что западные санкции, которые вскоре ударят по России, сильным образом заденут и Казахстан.
«Впервые высказанная древнегреческим драматургом и поэтом Еврипидом, но ставшая популярной благодаря испанскому писателю Мигелю де Сервантесу мысль «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» актуальна и по сей день, а в свете последнего накала геополитических страстей даже заиграла новыми красками. И без того раскаленную ситуацию на Донбассе и в Луганске подогрело позавчерашнее заявление президента России Владимира Путина о признании республик ДНР и ЛНР. А Казахстан, как давний союзник и экономический партнер РФ, а также участник ЕАЭС, не сможет отмалчиваться по данному поводу», - считает Бахитханов.
Тревожными в этом свете, отметил эксперт, предстают и ожидания по валютному рынку.
«В любом случае, как бы себя не повела Акорда, санкции, которые последуют незамедлительно, ударят не только по России, но и по всему Евразийскому экономическому союзу. А обвал рубля де-факто равен и девальвации тенге. С другой стороны, в любом кризисе есть возможности, их необходимо найти.
Наша многовекторная политика, принятая ранее, с большой вероятностью сыграет с нами злую шутку, и все же придется определиться – с кем остаться в итоге. Задача очень непростая, но все же уверенно строить домыслы о той или иной вероятности, на мой взгляд, рано, ведь ситуация может обернуться еще более пессимистичным для мировой повестки сценарием», - подытожил эксперт.
Политолог-востоковед Ислам Кураев считает, что Казахстан не признает ДНР и ЛНР.
«Казахстан придерживается многовекторной политики. В случае попадания России в полную блокаду, союзников, имеющих доступ к цивилизационному миру, у нее, кроме Казахстана, и нет. Следовательно, Казахстан будет нейтрален», - подчеркнул Кураев.
По мнению политолога Талгата Калиева, в сложившихся условиях Казахстан оказался в довольно щекотливой ситуации, поскольку Кремль может ожидать от нас, как от своего ближайшего союзника, поддержки в виде признания ДНР и ЛНР.
При этом эксперт напомнил, что ранее казахстанским властям удавалось лавировать между стратегическим партнерством с Москвой и одновременно не признавать Абхазию, Южную Осетию и даже статус Крыма.
«Вместе с тем, учитывая возможность введения жестких санкций, для России выгоднее сохранение нынешнего многовекторного статуса Казахстана, позволяющего при необходимости обеспечить коридор обхода санкций и доступ к технологиям и комплектующим, необходимым для российской экономики.
И, наконец, насколько оправданно проецирование восточно-украинского прецедента на казахстанскую реальность? В недавнем интервью Президент Касым-Жомарт Токаев заверил, что Владимир Путин четко высказался об отсутствии территориальных претензий к Казахстану и заявил, что Кремль никоим образом не разделяет провокационных выпадов отдельных политиков. За два десятилетия нахождения его у власти наблюдатели отмечают у Владимира Путина одну ярко выраженную черту – верность своему слову. Сложно сказать, чем это продиктовано, опытом дворового детства или собственными представлениями о чести, но нарушения данных лично обещаний за ним не зафиксировано. Кроме того, Украина считается давней головной болью Кремля, принуждением которой к дружбе он занимается более полутора десятилетий. Казахстан не успел накопить столь богатой истории противостояния с Россией. Поэтому и проекции нынешней ситуации на какие-либо регионы Казахстана неоправданны. Единственный для нас на сегодня риск – оказаться перед сложным выбором признания или непризнания ДНР и ЛНР», - заключил Калиев.