«Казахстан не предел мечтаний, но шансы есть»: сибиряки стали чаще уезжать в РК на ПМЖ

Кто-то покидает Россию по политическим мотивам, кто-то боится экономических последствий военных действий на Украине. Так, в одну только Грузию, по данным местных властей, приехали около 20–25 тысяч человек. Как отмечает ngs.ru, интерес вырос даже к еще недавно неспокойному Казахстану — по данным посольства РК в Москве, россияне активно интересуются вопросами переезда к нам, передает Caravan.kz.

Журналисты российского издания пообщались с жителями Новосибирска, которые или уже переехали, или вот-вот переедут в нашу страну.
 

«Я работаю с иностранными клиентами, от которых не могу получать деньги»

Один из тех, кто не стал скрывать настоящее имя, — психолог Максим Седов. Мужчина проводит в основном онлайн-сеансы, и последнее время работать в России у него уже не получается.

«Я работаю с иностранными клиентами, от которых сейчас не могу получать деньги. Это самое главное. Кроме того, у меня включена реклама на мои услуги и продукты, а реклама в Facebook сейчас заблокирована: нельзя давать рекламу на Россию и нельзя делать рекламу из России — с российского аккаунта. То есть мне нужен аккаунт в Казахстане, например, чтобы я мог распространять рекламу на другие русскоязычные регионы», — пояснил Максим.

Он рассуждает так: если получится сделать казахстанский аккаунт, а потом управлять им удаленно, то это один вариант. Если не получится, то он переедет в Павлодар, но будет регулярно возвращаться в Новосибирск из-за оставшейся здесь семьи.

«У меня нет родни за границей. Если ситуация в России будет усугубляться и я решу окончательно уехать, едва ли Казахстан будет окончательной точкой. Это будет Армения либо Узбекистан, где я родился. И хотя там у меня никого нет, в моем сознании это место воспринимается как родина. Кроме того, в Узбекистане очень теплый и гостеприимный народ. Как и в Армении», — подметил психолог.

 

«Опять будем начинать новую жизнь в 40 лет, искать работу»

Виктор и его жена — инженеры. Детей нет. Работают в разных сферах: на госпредприятии и в частной структуре. В прошлом имели гражданство Казахстана, базово знают язык. На востоке страны у них остались родственники. Идея вернуться в Казахстан возникла в первые дни российской спецоперации на Украине — по политическим и экономическим мотивам.

«Если бы мы продали жилье в России до вот этого всего, могли бы купить в Нур-Султане хорошую квартиру. Сейчас ничего там не купим, потому что здесь уже ничего не продадим. Придется снимать. Думаем, в стлоице РК -там квартиры новые. Стоят 100–150 тысяч тенге в месяц — это где-то 30 тысяч рублей, но сейчас уже больше... Мы всё оставляем и уезжаем. Ну, пожили мы в своей квартире, а теперь опять будем начинать новую жизнь в 40 лет, искать работу», — вздохнул Виктор.

Новую квартиру в Новосибирске Виктор с женой планируют просто оставить: боятся, что ее разнесут арендаторы, если сдавать. Машину думают поставить в гараж знакомому.

Проблем с работой на новом месте не ожидают. Говорят, специально расспрашивали об этом своих знакомых в Казахстане: если ты хороший специалист и знаешь базовый казахский, то работодатели тебя с руками оторвут. Сейчас раздумывают о восстановлении казахского гражданства.

«Казахстан — тоже не предел мечтаний. Но, с другой стороны — вдруг там реформы пойдут, и он превратится в такую казахскую Южную Корею. Шансы есть, главное - не проспать», — рассуждает мужчина.

Если уж совсем не будет никакой работы, пояснил Виктор, то он начнет работать «челноком»: возить в Россию товары, которые здесь попадут под санкции.

 

«Если всё это продолжится, то я, наверное, останусь в Казахстане»

Алекс — студент первого курса, художник. Планирует уехать в Казахстан к подруге хотя бы на несколько месяцев, чтобы посмотреть, что будет происходить в России. Уверен, что удастся закончить учебный год в вузе заочно, а что-то сдать дистанционно.

«У меня папа из Казахстана. Мы туда часто ездили, когда мне было мало лет. Языка, к сожалению, я не знаю, но буду учить. Еще у меня там живет подруга, к которой я и планирую приехать, и есть родственники. Если что, смогу у них остановиться», — пояснил Алекс.

В Казахстане молодой человек намерен работать. Уже присмотрел место, куда можно прийти тату-мастером, надо лишь немного обучиться этой профессии. А как художник он уже сложился: продает цифровые арт-рисунки иностранным покупателям. Цена одного сюжета может варьироваться от 15 до 50 американских долларов. Из Казахстана, говорит, делать это будет удобнее: в России платежная система PayPal отключена.

«Я думаю, что потом всё-таки вернусь [в Новосибирск]. Посмотрим… Но если все это продолжится, то я, наверное, останусь в Казахстане. Придется что-то думать с учебой», — сообщил молодой человек.

 

«Казахстан может выступить прокладкой между Россией и остальным миром»

Александр из числа тех, кого называют «ломом» — лидером общественного мнения. В Новосибирске у него семья, ребенок. В разговоре с журналистами мужчина признался, что решил уезжать из России сразу, как началась спецоперация.

«У меня по поводу Казахстана есть умеренный оптимизм. Понятно, что страна не резиновая, и всех желающих не примет. Понятно, что будет некое падение заработков на рынке труда… Но всё же сюда чуть меньше народу ломится, чем в традиционные точки типа Прибалтики, Тбилиси, Еревана и Баку. Да и Казахстан выдерживает умеренный нейтралитет, в то же время не будет присоединяться ни к каким санкциям. Он может выступить некой прокладкой между Россией и остальным миром — посредником в хорошем смысле этого слова. Плюс Казахстан — нефтегазовая держава. <…> Да, еще есть такой парадокс, который я в прошлом году в Тбилиси обнаружил: казахстанский паспорт сейчас — один из наименее токсичных в СНГ. Я заметил в Тбилиси, что очень много туристов было именно с «голубыми паспортами», и грузины к ним относятся совсем не так, как к обладателям других паспортов», — поделился своим мнением Александр.