«Казахстан на территории Кыргызстана»: как в Национальном музее в Бишкеке «присвоили» казахские земли ― обзор казпрессы

Переименование советских улиц в селе Актас стало причиной скандала

На портале Zhasalash.kz была опубликована статья о предстоящем переименовании улиц в селе  Актас в Карагандинской области.

По словам автора, в поселке Актас пять улиц могут получить казахские названия. Для обсуждения этого вопроса власти собрали жителей и провели общественные слушания.

Улицу Ленинградскую планируется переименовать в Әлия Молдағұлова, улицу Бородина в Бейбітшілік, улицу Привольная в Бауыржан Момышұлы, улицу Городскую в Кеншілер и улицу с двойным названием 8 марта и Транспортная в Қаныш Сәтбаев.

«На общественных слушаниях собралось 450 актасовцев, из них около пятидесяти жителей выступили против переименования улиц. Среди них были и те, кто выступал против присвоения улицам имен казахских деятелей и пытались спорить. Однако подавляющее большинство поддержало инициативу и выразило негодование противоположной стороне, из-за чего начался скандал», ― говорится в статье.

По данным властей города Сарань, на общественных слушаниях изменение названий поддержали 73 % жителей, а число тех, кто против, составило 27 %. Кроме того, чиновники отметили, что переименование улиц будет осуществляться без бюджетных средств.

«Почему во время голода в Центральной Азии больше всего погибших было среди казахов?»

На портале Аbai.kz была опубликована статья о потерях среди казахского народа во время голодомора и репрессий. Историк и ученый Құрманғали Дәкенов рассказал о том, почему в Казахстане голодомор ощущался гораздо сильнее, чем в других странах Центральной Азии.

«Это связано с тем, что три страны современной Центральной Азии – Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан, по плану должны были сдать всего 66 200 тонн мяса. Тогда как, по архивным документам, в 1930-1931 гг. Казахстану был выдан план реализации 493 500 тонн мяса. Это была самая высокая задача по заготовке мяса в Советском Союзе», ― отметил историк.

Также, по архивным  данным, в 1932 году в Батпаккаринском районе осталось 4,1 % от всего поголовья скота, а в Тургайском -т олько 7 %. Такая ситуация была по всему Казахстану.

«В Каркаралы до голода насчитывалось 50 тысяч человек, после него осталось всего 15 тысяч человек, в Жанаарка от 25 тысяч - всего пять, а в районе Шет от 26 тысяч человек осталось только 5 тысяч. Насильственный захват скота, источника пропитания населения, привел к гибели людей», ― рассказал Құрманғали Дәкенов.

«Казахстанцы не знают своей истории»

На портале Аdyrna.kz было опубликовано высказывание Нәзии Жоямергенқызы о необходимости формирования национальной идеологии в Казахстане.

По словам автора, казахстанцы толком не знают своей истории.

«Противостояния в смутные времена, национально-освободительные восстания, голодомор… Любовь к нации слабеет из-за подобных недостатков, из-за ослабления национальной идеологии», ― подчеркнула она.

«Казахстан на территории Кыргызстана»: как в Национальном музее в Бишкеке «присвоили» казахские земли

На портале Zhasalash.kz была опубликована статья Жараса Кемелжана о поездке в Кыргызстан и особенностях кыргызской идеологии. Также автор рассказал о посещении Национального музея Кыргызстана.

«Трехэтажное большое здание разместилось на центральной площади. Гид провел экскурсию, начиная с каменного века. Несмотря на различия в истории, в картинах прошлого века есть много общего с казахами. Коллективизация, национально-освободительное восстание, голод не обошли стороной и кыргызский народ», ― вспоминает свой визит автор.

По словам Жараса Кемелжана, в одном из залов ему в глаза бросилась гигантская карта с надписью «Киргизия» ― территория гигантского государства, охватывающая весь Казахстан и Кыргызстан. "Они более открытые": казахи и кыргызы рассказали о главных отличиях друг от друга

«Когда девушка-гид представила эту карту, она, не нарушая традиций музея, подробно изложила комментарий к карте. По ее словам, это была древняя карта кыргызского народа. Раньше наше государство было такой гигантской страной. В 1924 году нас разделили на «кара кыргызов» (черный кыргыз). Однако Кыргызстан был бы огромной страной, занимающей территорию Казахстана, рассказала девушка. Возможно, она и чувствовала, что переходит границы, но, видимо, рассказывала все по тексту и по правилам музея», ― рассказал автор.

Также, по его словам, девушка-гид дает такую же информацию о карте всем посетителям музея.

Гид также отметила, что слово «Қара қырғыз» означает, что кыргызы основа «карашанырака» (очага) и являются основным государством в Центральной Азии.

Перевод материалов отражает лишь точку зрения оригинальных публикаций и не является позицией медиа-портала Caravan.kz.